О заточке рубанков

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение oldTor » 30 апр 2016, 21:10 #1

Доводка железка рубанка на яшме от Мони.
Тонкая заточка выполнялась по второй фаске водником kasumi 8000 грит, и третья фаска, доводочная, на яшме от Мони в притирке на порошках карбида кремния до F1200. Плоскость, естественно, выведена, "на отлип" - за железку можно брусочек яшмы приподнять и он превосходно держится:

Изображение

Состояние до доводки на яшме, волос для понимания масштаба, макро 8:1, фото кликабельны:

Изображение


После касуми 8000, я чуть прошёлся по второй фаске яшмой, приноравливаясь к углу, так как и водником и яшмой, работал вручную, без приспособлений - я так лучше чувствую, что происходит на тонких этапах работы. И выполнил с минимальным повышением угла, чуть просто больше акцентируя движения на зерно, третью, доводочную фаску. Ширину её можно прикинуть исходя из предыдущего фото, зная что толщина человеческого волоса в среднем колеблется от 40 до 110 мкм, тут волос из бороды, т.е. довольно толстый.
Итак, третья, доводочная фаска на яшме:

Изображение

Я совершенно не умею работать рубанком, но для моих нужд полученной остроты и тонкости хватит - волос режется на расстоянии 5-6мм. от точки удержания, железко выпущена так, чтобы получить совсем тонкую стружку. Не могу замерить, нечем (микрометра у меня нет, а штангенциркуль с погрешностью 0,1мм. сдвигается на стружке до нуля), но если учесть, что с листа обычной офисной бумаги (толщина 102-108 мкм) стружку так же получается снять, то, можно прикинуть что она тоньше 0,1мм. Я вполне доволен результатом:

Изображение

Изображение

А вот так выглядит в средненьком макро обработанный сосновый брусок, на котором я пробовал результат заточки:

Изображение

Вообще, выглядит грубовато, хотя вспышка от поверхности даёт "зайчик" - зеркалит.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение LyapaDara » 10 июл 2016, 13:14 #2

Удивительно, но на форумах деревообработки нашёл, что люди и при заточке рубанков не гнушаются использовать изоленту.
Ниже ссылка на тему, где можно встретить знакомые ники.

http://www.japanesewoodworking.com/phpB ... f=2&t=2030

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение oldTor » 02 янв 2017, 01:24 #3

Ссылка не открывается(((
Наверное речь там о так называемой "волшебной линейке", как в книге Рона Хока (если я правильно помню), только в виде слоя изоленты?
Вот как раз завтра буду этот способ применять!
А то мне тут в довесок к новогодним подаркам, "обломился" восковский шерхебель, причём практически не пользованный, с родной железкой, в заводской заточке, чуть подкорректированной по основной фаске.
Я его сейчас чищу и восстанавливаю, ему не менее 30-ти лет, буду делать обзор, и о заточке в т.ч.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение LyapaDara » 02 янв 2017, 10:59 #4

Вообще-то форум довольно известный и вполне рабочий.
Наверное тех.работы какие-то идут.
Подождём.

Alex.Savel
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 янв 2017, 08:47
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение Alex.Savel » 02 янв 2017, 11:24 #5

Здравствуйте ,ув.oldTor.Скажите пожалуйста , допустима ли такая схема заточки железка рубанка:
угол 25 градусов, заточка на наждачной бумаге, на стекле ,зернистость 400,1000,2500,
затем повышение угла до 30 градусов на черном арканзасе, доведенном на порошке к.к 1200.
И какова будет стойкость режущей кромки при данной схеме заточки?

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение oldTor » 02 янв 2017, 12:05 #6

Вполне, как мне кажется, разве что стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. В зависимости от стали и марки шкурки, а также вида зерна, которое использовано в шкурке, вполне может оказаться, что надо делать меньшие шаги по зернистости, на ранних этапах, так как если на брусках\камнях это без проблем, по большей части, в силу обновления рабочей поверхности и возможности получить более близкую к плоскостности поверхность фаски, то на шкурке, по мере того, как она "садится" - усугубление отклонения от плоскостности может увеличиваться тем дальше, чем дольше работаем, даже если сдвигаемся достаточно часто на свежий участок шкурки - многие циклы повтора "зерно режет активно, хуже, врезание в сталь всё слабее и более тупыми вершинками, теперь снова активно, хуже.." и пр. - по кругу, часто могут давать такой эффект. И чем больше шаг зернистости, тем больше разброс в эффективности работы шкурки на разном этапе деградации участка на котором работаем, и тем больше отклонения от плоскостности мы можем получать, не говоря уже о времязатратах. так что 600 и 2000, вдобавок, вполне могут оказаться весьма нелишними, а вот 2500, кстати, при дальнейшем переходе на арканзас с повышением угла, более чем на 1-1,5 градуса, может оказаться необязательной - можно и после 2000 перейти вполне.
2. Работать лучше с "тележкой" или иным каким приспособлением, чтобы получить максимально чёткий угол и фаску ближе к плоской. Не беда, если на шкурках чуть уедет плоскостность, раз потом доводочная фаска на арканзасе будет лишена такой проблемы.
3. Стойкость обязана быть приличной - арканзас, это классический, можно сказать, применяющийся уже веками, камень для доводки в т.ч. столярного инструмента. Если стойкость не удовлетворительна, причину я бы искал не в камне, а в каких-то иных аспектах, которые могут влиять на лёгкость и "правильность" реза и стойкости кромки. Но тут уже только Вы сами сможете разобраться, что может оказать главенствующее влияние - особенности обрабатываемого материала ли, тщательность ли отточки, толщина и качество железка и угол установки его в рубанке, плотность и правильность его установки и установки стружколома.
Очень важно разобраться, годится ли выбранный Вами угол микрофаски, для железка именно конкретного рубанка - об этом очень понятно написал Рон Хок:
http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=45853.0
По ссылке можно скачать в переводе.
"Одной из вещей, которые нужно проверять при проблемах плохой
работы рубанка, это то, что угол фаски железки обеспечен достаточным
задним углом позади кромки. Популярный простенький способ заточки
железок рубанков заключается в простом поднятии лезвия на несколько
градусов при доводке фаски. Это ускоряет доводку из-за концентрации
воздействия абразива на узкую полосу рядом
с режущей кромкой, создавая микрофаску
под слегка большим углом. В этом нет ничего
неправильного. Фактически, я рекомендую это
делать в большинстве случаев, но вы должны
остерегаться того, что если вы продолжите эту
заточку после заточки, то вы увеличите угол
наклона железки до такой степени, когда вы
получите нулевой или отрицательный задний
угол и ваш рубанок перестанет правильно
резать."
С наглядными схемами, этот текст стОит поглядеть в книге, это стр.84.
Желаю успехов!

Alex.Savel
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 янв 2017, 08:47
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение Alex.Savel » 02 янв 2017, 12:22 #7

Спасибо большое за подробную информацию!Всех с Новогодними праздниками!

Аватара пользователя
zmey
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 29 окт 2016, 14:14
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение zmey » 03 янв 2017, 03:21 #8

Небольшое добавление.
oldTor писал(а):Источник цитаты арканзас, это классический, можно сказать, применяющийся уже веками, камень для доводки в т.ч. столярного инструмента.
Могу это только подтвердить.
oldTor писал(а):Источник цитаты толщина и качество железка и угол установки его в рубанке
Толщина железка на стойкость никак не влияет, а угол резания влияет только на качество обрабатываемой поверхности.
На стойкость РК влияет угол заточки. Чем он больше, тем больше стойкость РК, но при этом и выше сопротивление резанию. Оптимальным для рубанков, при сохранении остроты и стойкости, считается угол заточки в 30-35 градусов, плюс микрофаска 1-2 градуса. Все продаваемые рубанки с заточкой железка в 25 градусов, это дань традиции самых массовых рубанков Stanley, но на их новых железках есть упоминание что микрофаску нужно сразу делать на 30 градусов.
oldTor писал(а):Источник цитаты
Наверное речь там о так называемой "волшебной линейке"
Кстати, очень эффективный метод, не только для железко рубанков, но и для цикли. Для стамесок, по понятным причинам, этот метод противопоказан.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение oldTor » 03 янв 2017, 04:13 #9

zmey писал(а): Толщина железка на стойкость никак не влияет, а угол резания влияет только на качество обрабатываемой поверхности.
На стойкость РК влияет угол заточки. Чем он больше, тем больше стойкость РК, но при этом и выше сопротивление резанию. Оптимальным для рубанков, при сохранении остроты и стойкости, считается угол заточки в 30-35 градусов, плюс микрофаска 1-2 градуса. Все продаваемые рубанки с заточкой железка в 25 градусов, это дань традиции самых массовых рубанков Stanley, но на их новых железках есть упоминание что микрофаску нужно сразу делать на 30 градусов.

Да, конечно, я не совсем удачно выразился - имел ввиду что на качестве реза и, опосредованно, на стойкости кромки, может сказаться слишком тонкая железка, и\или недостаточно плотная посадка таковой в ракурсе вибрации, "дребезга" - это явно не оказывает благотворного влияния на стойкость кромки.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение aptekar113 » 01 окт 2018, 15:33 #10

Мне тут понадобилось немного построгать летом, я пошел по магазинам инструментов поискать ручной рубанок . нашел штук 5 - все китайское гавно откровенное за сумму от 550 до 1300 р. Потом полез на бей - там Стенли от 3 до 7 тыс р Залез на Авито и взял советский рубанок завода Воскова недалеко от дома за 500 р самовывозом ( это очень не дорого) узкий с возможностью строгать от самого края ( с лезвием со ступенькой, так называемый отборный ) и практически в новом состоянии , но со ржавчиной особенно на полотне .
А тут как раз у Татя был раскрой Р6М5 - ну я новое лезвие с плоскошлифом и заказал .
К чему такая предыстория ?
Потом я точил оба лезвия . Нужно сказать что опыт работы и заточки рубанков у меня минимальный, только то что в школе на уроках труда давали лет 40 назад :)
Заточил конечно и построгал - даже с удовольствием
Точил на брусках КК 320, 800, 1000.(да ,формировал спуск на гриндере на ленте Р120) Потом стал доводить фаску на винтажном трансе и в лупу увидел что на лезвии Р6М5 появились сколы , а на штатном ( видимо углеродка) потянулся заусенец . Поэтому взял JNat ( что то типа твердого Мизу Асаги) и передовел кромку на нем , результат мне очень понравился ( единственно что не понравилось в штатном полотне - гнет его при затяжке регулирующим винтом)
К чему я это то все - во первых таки опыт использования быстрореза на лезвии скорее негативный , во вторых доводка на твердом сланце РК рубанка - скорее позитивный
Может кому понадобиться

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение LyapaDara » 01 окт 2018, 16:02 #11

Сучки, плотные неоднородности - всё это ударная нагрузка, которую быстрорез на выдерживает.
Тем более, что скорость резания при строгании приличная.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение aptekar113 » 01 окт 2018, 16:31 #12

Ну на тонкий рейках из хвойных с которыми я работал - этой проблемы нет просто , но вообще да , есть такая проблема .
Просто другой материал в толщинах 2-3 мм типа 9ХС или У8 в раскрое чтой то не предлагают :)
Надо будет заказать у кузнеца отковы

AndreyAleksanych
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20

О заточке рубанков

Сообщение AndreyAleksanych » 24 фев 2019, 20:07 #13

Сколько волка не корми, а у медведя все равно больше. Сколько 9хс не точи и на чем не точи стойкости японского лезвия никогда не получишь. Перебрал практически весь арсенал финишных япов на доводке железки из 9 хс. Мало того на сучках заминается (хорошо не крошится) так еще и заминается от ординарного строгания. Чутка спасает игра с вылетом лезвия, но без стружколома и здоровенным ртом все равно фигня получается.
Короче наши рубанки хороши для относительно мягкой древесины, без сучков и витьеватостей.Забыл сказать, рубанок обычный советский деревянный.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение LyapaDara » 24 фев 2019, 20:38 #14

Думаю, с тобой не согласится подавляющее большинство владельцев рубанков. Сталь на наших рубанках, как и в Японии, как и по всему миру, не 9ХС, а У-шки. То, что ты написал, это экзотика.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

О заточке рубанков

Сообщение aptekar113 » 24 фев 2019, 21:09 #15

Я кстати Ушку 8ю заказал таки в 3 мм у КузнецаСтрельца с плоскошлифом и сделал из нее лезвие . По результатам - даже лучше родного и точится и держит остроту и стойкость при строгании сосны приличная (сучек прошел не заметив) .
Забыл просто отписаться

AndreyAleksanych
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20

О заточке рубанков

Сообщение AndreyAleksanych » 24 фев 2019, 22:00 #16

Из десятка рубанков и двадцати железок что у меня есть с маркировкой у 40 процентов 9хф у 20 процентов 9хс, у 30 у8 и у 10процентов у8а. Наверное мне просто так попалось.
3 мм ушка проблему может и решит, но железки стандартной толшины так себе.
У япошек ламинат и толщина там ого какая.

AndreyAleksanych
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20

О заточке рубанков

Сообщение AndreyAleksanych » 25 фев 2019, 16:18 #17

Измерил стружку, самое тонкое что получилось и главное ровная на всем протяжении 65мкм. С простыми рубанками без настраиваемых стружколомов и узкого рта вряд ли получится.
Забыл написать, брусок липовый.

AndreyAleksanych
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20

О заточке рубанков

Сообщение AndreyAleksanych » 29 мар 2019, 11:00 #18

Больше месяца извращений принесли свои результаты. Опять подтвердилась поговорка "Не все то золото, что блестит". Рубанки, которые я считал бросовыми, оказались очень даже рабочими, а которые я считал нормальными максимум могут работать только на предварительных стадиях обработки. По толщине стружки удалось получить устойчивые 30 мкм почти на всех имеющихся у меня породах древесины, кроме сосны, рыхлость структуры и отсутствие правильно подготовленного сырья в большей степени в этом виноваты.
Толщина железки все-таки осень критична на витьеватой древесине, рубанок прям скакать начинает. А так вцелом все уже проговаривалось в тех или иных темах, про скругление углов железки, про стружколом и плотное его прилегание, про необходимости идеальное выведение поверхности и про настройку вылета железки. К примеру всегда думал что без шлифовки после рубанка лакирование поверхности будет посредственное, после первого слоя необходима повторная шлифовка. Оказывается нет, поверхность после правильного рубанка идеальная. Ворс после первого слоя не поднимается и вообще конечное изделие приятно в руки брать.
Осталось разобраться с торцами и углами постановки лезвия какие для чего.


Вернуться в «Столярно-плотницкий режущий инструмент (СПРИ)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость