Безродный япнат. Твёрдость примерно 3,5 из 5-и. Цвет не совсем чёрный. Это так сказать, общий оттенок, а на самом деле он пёстрый. Зелёный, серый, жёлтый. Всё тёмных оттенков. С одного края цвет становится однородным тёмно-красным. Самый не понятный для меня япон. Хотя "непонятный" - не то слово. Скорее необычный. Не стандартный.
Фотки
Камушек несколько раз ездил по гостям и, как я понял, не произвёл ни на кого впечатления. Было даже такое, что второй камень (когда он ездил с парой) просили продать, а про этот говорили, что не поняли. Я и сам признаться не сразу его распробовал. Меня например всё время вводило в ступор то, что по большой площади или с небольшим давлением камень начинает активно выделять черноту. Но стоит лишь снизить давление или работать по малому пятину контакта, как все визуальные признаки его работы сразу исчезают. Полное ощущение, что железкой водишь туды-сюды, а ничего не происходит.
Когда-то я задавал вопрос по соотношению общепринятых правил твёрдость-тонкость (читать отсюда http://guns.allzip.org/topic/224/670092.html#p87 и до поста 91 включительно) и подразумевал именно этот камушек. Меня удивляло, что при такой твёрдости (вернее мягкости) камень легко и непринуждённо работает на доводку. Что риску от него в принципе разглядеть можно (так как она способна образовываться на подводах) но размером она примерно полмикрона.
Всё это, насколько я понимаю, происходит от того, что сабж имеет округлое и мелкое зерно.
И, насколько я успел понять, оно ещё и хрупкое. Хорошо дробится.
Вот так оно в увеличении х960.
Итак, что получается. Камень мягкий, суспензия образовывается легко (если залезть подводами с крупной риской или надавить чуть посильнее), но автосуспензии не получается. То есть сколь сам выбил, столь и будет в работе. Бритвой получить суспензию нереально. Даже если на камне будет недостаточно влаги. Если работать по большой площади, то рисок нет. Вернее есть, но какие-то специфические. Как будто провели широким резцом вообще не углубляясь в металл и резец при этом всё время разрушался. Ну или та же аналогия со шпателем. То есть на железке остаётся просто рисунок в котором угадывается риска, но её самой нет. За небольшими исключением. На бритве короткие чёрточки можно найти, чуть дальше покажу. Но в основном после камня остаётся то, что называется штрих-пунктир.
И вот что странно, за всё время обладания камнем я так и не удосужился проверить работу его суспензии на твёрдом японце. То есть не проверил его в качестве томо-нагуры. Ну, знаете, как бывает, подумал - "Надо бы сделать вот это" - и тут же об этом забыл. Но в этот раз я всё таки исполнил задуманное.
Для начала подготовил клин на Suehiro cerax 8080.
Потом навел суспензию сабжа на твёрдом японце, который неплохо работает с суспензиями нагур.
Видно, что суспензия чуть розоватая. Так получилось, что наводил её с красного края.
Работал примерно пять минут. Полного почернения суспензии не случилось, но и наведено её было чересчур много. Но таки чернота во время заточки появлялась и хорошо (контрастно) выделялась. По фото видно, что работа суспензии камня вышла ... ну, как минимум не хуже кома нагуры. Но глазами в микроскоп я вижу картинку лучше, чем после кома нагуры. (Нагуристов-японистов попрошу не возбуждаться. Нигде не написано, что кома - это самый финишный камень в заточке бритв. Написано только, что она работает тоньше других нагур. И про томо-нагура у того же Ивасаки кое-чего написано.)
После фото я разбавил оставшееся до состояния мутной водички и ещё около минуты поработал. Фотать не стал, но там уже подмешивается работа самого камня (в виде зачистки). И да, забыл показать рисочку. На следующем фото как раз она. Это те же фото, но с освещением с другой стороны. (Здесь вообще все фото кромки бритвы - это один и тот же участок.) Если учитывать, что на моих фото риски получаются гораздо толще, чем в реале, то понятно, что именно на этой фотке риски не шире полмикрона. Для любителей считать в гритах: сколько это там получается?
Поехали дальше.
Снова аккуратненько поработал на Suehiro cerax 8080, что бы привести клин в исходное состояние. И в этот раз уже решил посмотреть, как ведёт себя сабж. И суспензией и без. На фото ниже видно, что поверхность получается более ... лунная, чем на предыдущем япе. Возможно, что сказывается именно мягкость камня. Видимо связка позволяет зерну дольше задерживаться на одном месте. А вот риска на второй фотке таки шире не стала. С учётом фоток суспензии показанных выше, я думаю, что это и есть родная "гритность" камня. Потому и задавал когда-то вопрос: может ли мягкий камень иметь не соответственно тонкое зерно? Оказывается может. Правда его противоположность - твёрдый с грубым зерном - пока встречать не доводилось.
Кстати, если посмотреть первую фотку, зону РК, то видно, что в этом месте камень работает немножко по другому, нежели на основной площади подвода. Тут он больше зачищает. Но вообще по фоткам я лично вижу (а уж в реале тем более), что его работа, это работа именно округлого зерна. Наподобие зерна котикулов. Оно больше чистит и нагалтовывает (или не то слово использовал?), чем режет.
Дальше чистый камень.
На фотках именно то, о чём я написал в прошлом абзаце. А на второй фотке, где показана риска, видно ещё и тот самый штрих-пунктир и те самые размазанные пятна. Всё это получается, когда зерно хорошо дробится. (Там, кстати, ещё и отражение волоса присутствует.) Я бы поработал ещё, но РК уже хорошо цепляет волос и даже режет его коротким (2-5 мм) перепиливанием. Побоялся переработать, в общем. Сразу скажу, что этой бритвой я даже успел побриться и бритьё было вполне нормальным.
===========================================================================================================================================================================
Ладно, работу с бритвой показал. Теперь другой инструмент. Стамеска из напильника. Пятно контакта примерно 18х10 мм. Перед этим подготавливал на каком-то 8000-ке. Мне нужна была суспензия и я стал давить гораздо сильнее обычного. Нужно понять, что она образовывается только тогда, когда сам этого хочешь, а не самостоятельно и бесконтрольно. Хотя признаю, что на камне с такой твёрдостью небольшое её количество всё таки будет образовываться само (на большом подводе). Но не критичное количество.
Невооружённым глазом никаких рисок уже не видно. Впрочем их и в микроскоп не видно. Там все риски разрушены, перекрывают друг друга и в результате на поверхности остаётся интересный рисунок. В глубину он не уходит нисколько, потому всё, что видно на поверхности, лишь визуализация. На ощупь там чистая, полированная поверхность. Не могу вспомнить, но есть какое-то хвойное растение, вот там иголочки густо расположены и точно так же перекрывают друг друга. Очень похожий визуальный эффект.
===========================================================================================================================================================================
Ещё пробовал подтачивать на сабже ножик из 5Cr15MoV. Не так давно занимался одним. Сводил его в ноль, а опосля наводил микроподвод примерно 1-2 десятки шириной. Хотел посмотреть, как он поведёт себя на кухне с такой тонкой кромкой. Фигово он себя повёл. Вот что получилось по всей РК денька через три.
Попробовал его сразу пустить на сабж. Ничего не вышло. Завороты металла он сточил, по типу мусата, но ямки/сколы не вывел. Пришлось ножик класть на Suehiro cerax 8080 и уже потом обрабатывать на чистом япнате. Опять же, фотки ладом не получились, так как слишком большой световой контраст (я попытался сделать маленький конвекс) - часть подвода чёрная, часть ярко блестит. Только одна более-менее вменяемая фотка.
===========================================================================================================================================================================
Какие выводы получились в моей голове. Камушек не работает в широком диапазоне. На него не стоит переходить с грубой поверхности. Это бесполезно. Слишком он тонок для такого перехода. На него хорошо уходить, скажем после 1,5 мкм. Ну максимум после 2 мкм. Может по этой причине он и оказался не понятым другими тестерами? Может они ожидали от достаточно мягкого камня достаточно грубой, агрессивной работы согласно канонам? Я же считаю, что устоявшееся мнение не есть синоним истины и частенько плюю на подобную традиционность. В результате камни (и заточное дело) порой открываются с неожиданной стороны.
Суспензии нагур на нём использовать можно, но, КМК, бесполезно. Не будет толку от такого альянса. Да и нафиг ему не нужны суспензии нагур. Он сам может работать в разных режимах. То есть он такой ... самодостаточный, что ли. Ещё, как оказалось, это прекрасная томо-нагура. С мелким, хрупким, не агрессивным (ввиду округлой формы) зерном. Эх, порезать бы его ... рука не поднимется.
Ну и теперь хочу снова вернуться к своим вопросам.
Что есть бритвенный камень? Обязательно ли качественный финишник должен быть твёрдым? Так ли незаменима суспензия нагур?
И чёт применительно к этому камню у меня получаются ответы вовсе не по тем самым канонам, а совершенно противоположные им.
Этот камушек собой и своей работой много чего заставляет передумывать.
Чёрно-красный
Чёрно-красный
Уже писал, что камень для меня самый непонятный, и снова он вынес мне весь мозг.
Изредка уделяю немного времени этому камушку, а в этот раз решил повозиться с ним подольше. Освежить воспоминания, так сказать. Надо было поправить трамонтинку и почистить спинку одной стамески. Вроде плёвые задачки, но сегодня камень сломал мне все шаблоны.
Как я уже писал, он сам суспензии не даёт. Слуром наводи, сколько хочешь, без усилий, но процесс самообновления не запускается. Так вот в этот раз пришлось навести её твёрдым слуром. Камень с суспензией начал работать очень грубо. Ну, прям как нака-до какой нибудь. Плюс к этому ещё и разброс по размеру риски получился большой. Я даже обалдел слегка, так как раньше такого результата я от него получить не мог ни в коем случае. И главное, что по нерже, что по У-шке результат получается одинаковый. С огромным трудом, кое-как поправил трамонтинку, меняя количество воды, суспензии и давление.
Сам в шоке был от такой работы! И тут стала закрадываться предательская мысль: а правильно ли я его вообще классифицировал? Ну, раз начал сомневаться, то дальше мнительность разрослась. Обратил внимание на запах - болотистый. Вот не знаю, почему не придал ему значения раньше, (я всегда принюхиваюсь к камням) но сейчас понял, что до этого встречал у тонких камней совсем другой запах – запах строительный смесей. То есть первое зерно сомнения было не только посеяно, но и пророщено.
Далее надо было почистить спинку стамески. Она уже была подготовлена на 3000-ке. Казалось бы, всё уже сделано и осталось уделить ей пять минут, что бы снести риски от синтетика. Но камень не только этого не сделал, но ещё и своих нарезал! И тоже разного размера. Убрал суспензию, поработал на чистом камне – та же фигня. И по спинке пробовал и по заточной фаске. Только риска стала более отчётливой. Хотя надо признать, с риской от синтетика её всё равно не сравнишь - природник он и есть природник.
И тут я вспомнил. Сабж очень и очень смахивает на безродный накадо из соседней темы. Сел к компу, перечитал, и с удивлением понял, что описание вот прям один в один сходится. Цвет камней – у обоих одинаковый. Запах – у обоих болотистый. Одинаковое отсутствие самообновляемости суспензии. И вообще много-много параметров совпадают, как у одного куска породы - и визуализация и характер работы и поведение самого камня.
Да, облажался. Стыдно признаваться, (выдал средний камень за тонкий) а что делать? В общем часа два просидел над камнем, пытаясь вытащить из него прошлые результаты и нифига у меня не получилось. Наоборот, стали появляться хрустики, изредка паразитные царапки и прочая хрень. Но всё равно смущало меня то, что явной риски, как от аото, нифига не получалось воспроизвести. Здесь если и было что-то, то такое плохо оформленное, размытое, хоть и довольно толстое. Да и признаться честно, из-за мнительности я уже не различия искал в пробах, а одинаковости с тем накадо. И кругом эта одинаковость находилась. То есть можно открывать тему по нему (тыц) и всё прочитанное будет подходить и к этому камню.
Во время работы я несколько раз выбивал суспензию алмазной пластиной. Она оставляет неглубокие царапки, но поверхность не разрыхляет. То есть она сдирает какой-то небольшой слой и, КМК, вместо наведения шероховатости наоборот, больше выглаживает. Ну я взял и (как и написано в теме по безродному) на рядом лежащем кинг хайпер шоркнул пару раз сабжем. Камень мгновенно преобразился. Меня это так удивило! Тогда я взял и тем же кингом получше притёр поверхность сабжа. Сходил за кухонником TimA, которого уже да-а-авно надо было переточить и вот на нём и пробовал дальше. По быстренькому, не заморачиваясь чистотой, (устал уже) переточил: М28-М7-сабж чистый. Ниже фотка. (Попробуйте сравнить её с фоткой ножа рубанка, которая чуть выше.) Блин, тут камень уже совсем по-другому работает! Акцентирую - результат получился по быстренькому! Не нужно было мучиться, как с трамонтиной выше.
И тут я совсем потерялся – то ли я этот камень неправильно определил, то ли с определением безродного накадо намудачил. Отложил всё в сторону, утро вечера мудренее.
==============================================================================================================
Утром снял камень с продажи (раз уж так вышло), оставил его для дальнейшего изучения. Решил познакомиться и с обратной стороной. Жалко было конечно, слишком много мяса пришлось снимать, но никуда не денешься. Хотя признаться честно, полностью на рабочий слой не вышел. Но мне не важно было, что конкретно сегодня из него можно вытащить, мне важна была общая тенденция.
Как видно, камушек довольно однородный. При работе на обратной стороне чувствуется довольно много хрустиков. Это связано с тем, что корка (хада) уж слишком глубоко проникла в породу. Но в принципе сторона оказалась вполне рабочей и не отличающейся по свойствам от лицевой. Песочек по всему объёму однородный, примесей практически нет, Жёлтые точки, это не включения. Это намечающиеся пустоты. И вообще, большую часть из них видно только на фотографии, из-за неправильного WB, а визуально (в микроскоп) их видно только на лицевой стороне. В общем вывел обе поверхности на порошке м14 и вперёд. В этой притирке камень отработал точь в точь, как когда-то давно писал в первом топике – тонко и на зачистку. Фиксировать результаты не стал, потому, что вышло абсолютно тоже самое.
Впрочем фото одного гаражного косячка сделал. Он из какой-то углеродки, твёрдость по ощущениям 58-59 HRC. После синтетика из КК М28 попробовал убрать риски на амакусе, а потом на сабж. Здесь уже видна качественная тонкая работа, а не то, что было день назад. Вообще именно сейчас камень показал себя очень стандартно. Именно как нетвёрдый, тонкий, хорошо дающий суспензию. И, кстати, сама суспензия мало того, что хорошо так образовывалась, она ещё и отработала очень качественно - тонко и однородно.
Спинка
Фаска
Весь подвод (это же место, что и предыдущее фото)
Ну и на свежую голову всё таки увидел, что камни хоть и походят друг на друга, но есть несколько кардинальных отличий.
1 – Форм-фактор. Накадо такой геометрии я ни разу не видел.
2 – Работа с нержой. Сабж на ней не спотыкается, в отличие от безродного.
3 – Связка вязкая, но не илистая. В результате даже тонкое зерно не внедряется. На безродном накадо даже грубоватое зерно КК вполне вдавливается в связку. Да и сам он чего-то из себя выделяет, что сам себя царапает.
4 – В результате вышесказанного камни с суспензией работают по разному. Вернее безродный почти не работает, а для сабжа она только благо.
Так почему же изначально камень стал работать грубо, неряшливо и с разбросом по зерну? КМК, такие результаты сабж показал исключительно из-за своей связки. То есть она вязкая и, как указывал, ещё и довольно прочная. В результате камень после выглаживания от долгой работы (я ж написал, что изредка подхожу к нему) совсем не хочет обновлять поверхность. А то, что выделяется при работе, это скорее всего агломераты, а не растёртая порода. Из-за этого и есть такая грубая работа с большим разбросом по зерну. Алмазная пластина, которую я применил для суспензии, не взрыхляет поверхность, а ещё больше заглаживает. И вообще, насколько я понял, здесь наиболее верным вариантом взбадривания будет свободное зерно. Но вот поработал на нём уже некоторое время и следов выглаживания нет. Скорее всего здесь идёт совпадение нескольких факторов - малого давления и суспензии нагур.
Очень рад, что понял это и теперь могу избежать неприятных ситуаций с сабжем.
Изредка уделяю немного времени этому камушку, а в этот раз решил повозиться с ним подольше. Освежить воспоминания, так сказать. Надо было поправить трамонтинку и почистить спинку одной стамески. Вроде плёвые задачки, но сегодня камень сломал мне все шаблоны.
Как я уже писал, он сам суспензии не даёт. Слуром наводи, сколько хочешь, без усилий, но процесс самообновления не запускается. Так вот в этот раз пришлось навести её твёрдым слуром. Камень с суспензией начал работать очень грубо. Ну, прям как нака-до какой нибудь. Плюс к этому ещё и разброс по размеру риски получился большой. Я даже обалдел слегка, так как раньше такого результата я от него получить не мог ни в коем случае. И главное, что по нерже, что по У-шке результат получается одинаковый. С огромным трудом, кое-как поправил трамонтинку, меняя количество воды, суспензии и давление.
Сам в шоке был от такой работы! И тут стала закрадываться предательская мысль: а правильно ли я его вообще классифицировал? Ну, раз начал сомневаться, то дальше мнительность разрослась. Обратил внимание на запах - болотистый. Вот не знаю, почему не придал ему значения раньше, (я всегда принюхиваюсь к камням) но сейчас понял, что до этого встречал у тонких камней совсем другой запах – запах строительный смесей. То есть первое зерно сомнения было не только посеяно, но и пророщено.
Далее надо было почистить спинку стамески. Она уже была подготовлена на 3000-ке. Казалось бы, всё уже сделано и осталось уделить ей пять минут, что бы снести риски от синтетика. Но камень не только этого не сделал, но ещё и своих нарезал! И тоже разного размера. Убрал суспензию, поработал на чистом камне – та же фигня. И по спинке пробовал и по заточной фаске. Только риска стала более отчётливой. Хотя надо признать, с риской от синтетика её всё равно не сравнишь - природник он и есть природник.
И тут я вспомнил. Сабж очень и очень смахивает на безродный накадо из соседней темы. Сел к компу, перечитал, и с удивлением понял, что описание вот прям один в один сходится. Цвет камней – у обоих одинаковый. Запах – у обоих болотистый. Одинаковое отсутствие самообновляемости суспензии. И вообще много-много параметров совпадают, как у одного куска породы - и визуализация и характер работы и поведение самого камня.
Да, облажался. Стыдно признаваться, (выдал средний камень за тонкий) а что делать? В общем часа два просидел над камнем, пытаясь вытащить из него прошлые результаты и нифига у меня не получилось. Наоборот, стали появляться хрустики, изредка паразитные царапки и прочая хрень. Но всё равно смущало меня то, что явной риски, как от аото, нифига не получалось воспроизвести. Здесь если и было что-то, то такое плохо оформленное, размытое, хоть и довольно толстое. Да и признаться честно, из-за мнительности я уже не различия искал в пробах, а одинаковости с тем накадо. И кругом эта одинаковость находилась. То есть можно открывать тему по нему (тыц) и всё прочитанное будет подходить и к этому камню.
Во время работы я несколько раз выбивал суспензию алмазной пластиной. Она оставляет неглубокие царапки, но поверхность не разрыхляет. То есть она сдирает какой-то небольшой слой и, КМК, вместо наведения шероховатости наоборот, больше выглаживает. Ну я взял и (как и написано в теме по безродному) на рядом лежащем кинг хайпер шоркнул пару раз сабжем. Камень мгновенно преобразился. Меня это так удивило! Тогда я взял и тем же кингом получше притёр поверхность сабжа. Сходил за кухонником TimA, которого уже да-а-авно надо было переточить и вот на нём и пробовал дальше. По быстренькому, не заморачиваясь чистотой, (устал уже) переточил: М28-М7-сабж чистый. Ниже фотка. (Попробуйте сравнить её с фоткой ножа рубанка, которая чуть выше.) Блин, тут камень уже совсем по-другому работает! Акцентирую - результат получился по быстренькому! Не нужно было мучиться, как с трамонтиной выше.
И тут я совсем потерялся – то ли я этот камень неправильно определил, то ли с определением безродного накадо намудачил. Отложил всё в сторону, утро вечера мудренее.
==============================================================================================================
Утром снял камень с продажи (раз уж так вышло), оставил его для дальнейшего изучения. Решил познакомиться и с обратной стороной. Жалко было конечно, слишком много мяса пришлось снимать, но никуда не денешься. Хотя признаться честно, полностью на рабочий слой не вышел. Но мне не важно было, что конкретно сегодня из него можно вытащить, мне важна была общая тенденция.
Как видно, камушек довольно однородный. При работе на обратной стороне чувствуется довольно много хрустиков. Это связано с тем, что корка (хада) уж слишком глубоко проникла в породу. Но в принципе сторона оказалась вполне рабочей и не отличающейся по свойствам от лицевой. Песочек по всему объёму однородный, примесей практически нет, Жёлтые точки, это не включения. Это намечающиеся пустоты. И вообще, большую часть из них видно только на фотографии, из-за неправильного WB, а визуально (в микроскоп) их видно только на лицевой стороне. В общем вывел обе поверхности на порошке м14 и вперёд. В этой притирке камень отработал точь в точь, как когда-то давно писал в первом топике – тонко и на зачистку. Фиксировать результаты не стал, потому, что вышло абсолютно тоже самое.
Впрочем фото одного гаражного косячка сделал. Он из какой-то углеродки, твёрдость по ощущениям 58-59 HRC. После синтетика из КК М28 попробовал убрать риски на амакусе, а потом на сабж. Здесь уже видна качественная тонкая работа, а не то, что было день назад. Вообще именно сейчас камень показал себя очень стандартно. Именно как нетвёрдый, тонкий, хорошо дающий суспензию. И, кстати, сама суспензия мало того, что хорошо так образовывалась, она ещё и отработала очень качественно - тонко и однородно.
Спинка
Фаска
Весь подвод (это же место, что и предыдущее фото)
Ну и на свежую голову всё таки увидел, что камни хоть и походят друг на друга, но есть несколько кардинальных отличий.
1 – Форм-фактор. Накадо такой геометрии я ни разу не видел.
2 – Работа с нержой. Сабж на ней не спотыкается, в отличие от безродного.
3 – Связка вязкая, но не илистая. В результате даже тонкое зерно не внедряется. На безродном накадо даже грубоватое зерно КК вполне вдавливается в связку. Да и сам он чего-то из себя выделяет, что сам себя царапает.
4 – В результате вышесказанного камни с суспензией работают по разному. Вернее безродный почти не работает, а для сабжа она только благо.
Так почему же изначально камень стал работать грубо, неряшливо и с разбросом по зерну? КМК, такие результаты сабж показал исключительно из-за своей связки. То есть она вязкая и, как указывал, ещё и довольно прочная. В результате камень после выглаживания от долгой работы (я ж написал, что изредка подхожу к нему) совсем не хочет обновлять поверхность. А то, что выделяется при работе, это скорее всего агломераты, а не растёртая порода. Из-за этого и есть такая грубая работа с большим разбросом по зерну. Алмазная пластина, которую я применил для суспензии, не взрыхляет поверхность, а ещё больше заглаживает. И вообще, насколько я понял, здесь наиболее верным вариантом взбадривания будет свободное зерно. Но вот поработал на нём уже некоторое время и следов выглаживания нет. Скорее всего здесь идёт совпадение нескольких факторов - малого давления и суспензии нагур.
Очень рад, что понял это и теперь могу избежать неприятных ситуаций с сабжем.
Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя