Пара слов от AndreyAleksanych касаемо суспензии сабжа
AndreyAleksanych писал(а):Отснял я желто-зеленого. Поразило то, что связки практически нет. Камень состоит в основном из абразива, который очень тяжелый и быстро оседает.
Абразивные частицы однородные и имеют довольно острые краешки. Не знаю насколько это на фото будет видно.
Фотки
Начну с не самого удачного примера. Хотя неудачный он лишь визуально. Практически же всё получилось нормально.
Перед пробами решил, что надо бы кой чего проверить и поэкспериментировать. А речь идёт вот о чём.
Многие камни (не только япы), даже не сильно твёрдые (и даже откровенно мягкие!) имеют высокую прочность поверхности. Выражается это тем, что после притирки камень работает некоторое время, как электроточило, хорошо даёт суспензию, массу чёрного шлама, но довольно быстро поверхность становится очень гладкой и малоабразивной. Вернее камень как бы становится твёрдым доводочником, а не заточником. Суспензию при нормальном режиме получить с него уже нереально. Высокая скорость снятия металла тоже сходит на нет. Например так ведёт себя такашима Олега. Или ещё несколько камушков, о которых я не писал, но они есть у меня в наличии.
Так вот, бритву решил переточить, а после выравнивания кромки заточку и доводку провести на одном только камне. Обычная среднестатистическая бритва с завода Труд-Вача. Ржавеет слабо, твёрдость средняя.
Первое фото - наш синтетик М7.
А вот дальше я уже начал хитрить. Я навел на сабже суспензию мягкого аото. У него крупное, грубое зерно, но в тоже время не твёрдое. Из-за своей мягкости он никак не смог повлиять на поверхность сабжа (при натирке), но вот его суспензия при работе выполняла две функции - зачищала риски от синтетика на клине и взбадривала поверхность камня. И, скажу я вам, с обеими задачами суспензия справилась успешно. Работа по клину видна на фото ниже, а поверхность камушка явно загрубилась. Суспензию наводил не стесняясь, обильно и постарался держать её густой. То есть организовал дефицит воды. Так вот вопреки стандартным ситуациям, с уменьшением рисок на клинке, количество чёрного шлама и концентрация цвета только увеличивались! То есть суспензия аото сделала из заглаженного камня свежепритёртый.
Дальше использовалась суспензия умегахата. В принципе, можно брать любой слурик от япа. Главное, что бы он не был твёрдым. Ну, а если у него ещё и зерно будет не самым тонким, то будет совсем хорошо. В общем на фото ниже результат. Визуально может показаться, что тонкая суспензия нисколько не лучше сработала, но нужно просто поглядеть на саму кромку и всё встанет на свои места. И кстати, теперь образование шлама происходило как положено - с уменьшением. Так же и поверхность камня - изначально сильно шероховатая к концу она приобрела более гладкое состояние. Но всё ещё осталась агрессивной, способной снимать метал, а не просто вычищать/размазывать его.
А вот дальше я сглупил. Несколько раз шоркнул по камню очень твёрдым слуриком. Мне просто захотелось на финишном этапе ещё немного поработать на легчайшей суспензии самого камня. В общем зря это сделал. Поверхность снова стала, как стекляшка (Вот тебе и твёрдость 3.5!). Чистый сабж показал частое явление - риски на финале. В соседних темах я писал о таких камнях. Правда в данном случае каких-то пощёлкиваний по РК и вообще негативных явлений при работе не наблюдалось. Но вот поди ж ты ...! Ну и ещё раз напомню слова Олега о том, что иной раз при уменьшении давления вылазит паразитная риска, а при небольшом увеличении давления она, наоборот, пропадает. Я сам встречал много таких камней.
Делать нечего, вернулся на шаг назад. В этот раз взял уже не умегахата, а слурик помягче и с зерном самую малость потвёрже (ну не возвращаться же обратно на аото).
На следующем фото результат после чистого камня. Примерно одна минута работы. Визуально некрасиво и кажется, что клин ещё доводить и доводить. Но на самом деле вживую хорошо было видно, что РК уже доведена и последующая работа может только испортить дело. После двадцати кругов на ремне волос мягко распадается. Забегая вперёд скажу, что бритьё не сказать, что бы хорошее, но без неприятных ощущений. Правда щетина на другой день уже вылезла.
В принципе, когда я выказываю какие либо эмоции в этом обзоре, мол удивлён или ещё что, то я лукавлю. Этот камушек я купил летом позапрошлого года и успел его довольно основательно изучить. То есть, это всё - предсказуемый результат. По сценарию, так сказать. (Ведь не будешь делать фотки при каждой заточке!) Так вот сейчас я показал максимально худший результат. Хуже этого я не смогу сделать (на этом камне). Стоит лишь поменять бритву и на тех же самых слуриках и поверхности сабжа есть возможность получить работу вообще без единой риски. Ну вот камушек такой попался!
Так же хочу снова вернуться к методу заточки на суспензиях. Что хотите со мной делайте, но работа суспензий - это не просто навести жижу на твёрдом камне. Данный эксперимент этому подтверждение. Я с успехом воспользовался разными свойствами разных суспензий для воздействия не только на клин, но и на сам камень. Изменял шероховатость (и рыхлость поверхности) на разных этапах заточки, что бы получить разное его поведение. С резким переходом от заглаженной поверхности к агрессивной, с сильным съёмом металла, и снова постепенно возвращаясь к доводочному режиму.
Процессы происходят не только в области заточки металла, но и камень при этом получает воздействие и сам, в свою очередь, оказывает воздействие на металл. То есть здесь комплекс: основание-суспензия-металл. Любое изменение любого компонента приводит к изменению результата. И по этой простой причине заточка на суспензии не может быть лёгкой и/или дешёвой. А если хочется ещё и универсальности, при использовании осколков камней на ЕДИНОМ основании, значит этих осколков мелких камней должно быть ... э-эм ... некоторое количество. Точно больше трёх.
Натирая один камень другим надо понимать, что мы сейчас не только суспензию слура добываем, но и изменяем поверхность камня-основы, её свойства. Так как все слуры имеют разные характеристики (и даже нагуры имеют приличный разброс), значит и оказываемое воздействие происходит разное. А если к этому прибавить ещё и продолжительность воздействия, его силу и т.д. и т.п.? Вот по этой причине все японисты-нагуристы и рекомендуют твёрдые камни. Что бы исключить (или свести к минимуму) хотя бы некоторое количество переменных. Но простите, где ж тогда универсальность?! Потому остаётся только повториться, что для использования суспензий В ПОЛНОЙ МЕРЕ, нужно во первых ЗНАТЬ, что используешь, во вторых ПОНИМАТЬ, что используешь.
Более того, даже если на са́мом твёрдом япе использовать суспензию привнесённую извне, она всё равно оказывает воздействие на поверхность камня. Минимальное, но оно есть. Учитывать его или не учитывать? Лично я - в зависимости от ситуации. Но господа, которые в ответ на все ухмылки и подколки на полном серьёзе отвечают, что им уже не интересно просто точить и просто бриться, что они уже хотят найти идеал, должны, КМК, учитывать мельчайшие нюансы. Все мельчайшие нюансы! А пока от них только один совет: купите япона (чем твёрже, тем лучше), комплект (именно) асановских нагур и будет вам счастье. Смею утверждать, что нет, не будет. Любому натуральному заточному камню нужно отдать частичку своей жизни и только после этого он заработает. И вполне может оказаться, что не так, как вам этого хотелось бы.
===================================================================================================================================
Ну ладно, снова возвращаюсь к камню.
Ещё одна бритва. Твёрдая, с приличной скоростью ржавейка. Но всё таки не так быстро, как обычная У-шка. На клине был глубокий питтинг, в том числе и на кромке, потому пришлось много сносить и вытачивать по новой. Точно тот же набор - М7, жёлто-зелёный и пара слуров. Так как бритва очень и очень твёрдая, то в этот раз умегахата не брал, а сразу использовал второй, с более твёрдым зерном. Расписывать по новой не буду, на фотках всё заснято.
Первая - суспензия аото, вторая - суспензия слура с твёрдым зерном, третья - сабж чистый.
Видно, что при прочих равных условиях, рисок на клинке уже сильно меньше, чем в первом случае. И гораздо больше работы дробящегося зерна. Суспензии на финише получить так же не удалось. Мне вообще ни разу не удалось получить суспензию этого камня при финальной заточке/доводке бритвы. Даже если при этом слегка надавливать. Складывается полное ощущение очень твёрдого камня под железкой. От него и отклик такой же и звук, когда клинком по камню шлёпаешь. Само бритьё вышло гораздо приятнее, чем предыдущей бритвой.
===================================================================================================================================
Ну и напоследок косячок из мехпилы. В принципе это не нож, а скребок (питтинг всё сожрал, годится только прокладки прикипевшие счищать), но и его иногда требуется в порядок приводить. Почему бы не поэкспериментировать?
Как известно, сталь сложнолегированная и очень твёрдая. Однако давление на ней уже - волей неволей - выше и сам подвод шире многократно. На первом фото несколько шорков спинки ножа с небольшим надавливанием. В результате масса чернейшего шлама. На второй фото работа по самой заточной фаске (примерно 1 мм шириной). Здесь сильной черноты уже нет, а есть просто обильная суспензия. Но эти две фотки так, просто показать, что камень на самом деле мягкий и суспензию способен отдавать быстро и много.
А дальше самое интересное. Первое фото - спинка, второе - непосредственно подвод.
Естественно, что после небольшой работы на суспензии я всё смыл и стал работать на чистом сабже. Однако рисок уже нет. Совсем нет! О чём я и писал в самом начале - работа данного камня сильно зависит от затачиваемой стали.
Сначала, когда камень у меня только появился, я думал, что и нажим влияет. Но потом оказалось, что даже китайские кухонники с 5Cr15MoV не выбивают из него суспензию, а ход клинка по камню сильно отличается, чем если точить, например простую углеродку. И да, случайная небольшая риска (как на фото с бритвами) таки присутствует и в этом случае.