Охира (Ohira, 大平)

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 20 сен 2015, 00:49 #1

Первые впечатления.

Мои.

Твёрдость примерно на четыре.
Толщина 15-16 мм.
Хорошо даёт суспензию и из-за этого работает очень быстро.
Но тонко.
Прожилки не ощущаются.

Очень красивый камушек.
Приятный в работе и не выглаживающийся до стекла.
Я думаю, это из-за тех самых "Су" - дырочек.
А ещё из-за этих дырочек камень не такой тяжёлый, как другие.
Жаль, что камушек чисто для ножей и СПРИ.
Видимо зерно довольно твёрдое и не так быстро дробится, как у тонких япов
(а может и не твёрдое и дробится хорошо, но обновляется слишком быстро).
После его работы остаётся риска.
Тонкая, короткая, но она есть.
Я думаю, что этот камень понравится любителям агрессивного реза.
И! ... САМОЕ ГЛАВНОЕ! ... на этот камень можно уходить сразу после 1000-ка и довести РИ до финиша.
============================================================================================================================================================================

Александр ака almedic.

02. Видимо заточной. Обычный заточный. Как по мне -- нет у него приятного "японского" отклика.
Ходом похож на грубо... скорее, не тонко-доведенный арканзас.
Не выглаживается совсем, всегда сохраняет абразивность.
Видимо -- хороший. Мне никак. Не могу понять его.
Буду еще пробовать.

Когда приноровился и понял, Охира Суита оказалась весьма приличным и ровным заточником. Всегда предсказуем на всех сталях и очень хорошо работает твердые стали.
Один самодельный нож, который и алмазами точить мучился, вдруг очень аккуратненько и бодро доточился-довелся на этой сюите. После этого взялся за камень поплотнее.
Подтвердилось первое впечатление, о котором не стал писать сразу (посчитал несущественным) -- на этом камне почему-то очень удобно держать угол. Такое впечатление, что он сам подстказывает.
У меня такое на некоторых (не всех) вашитах было. Рука автоматически доворачивается. Проверено на филейнике-шефе-столовых (не кухонных, а которые в приборе) ножах.
У них у всех разный угол заточки и, даже при быстром переходе между ножами, буквально после двух-трех движений кисть доворачивается правильно.
==========================================================================================================================================================================

Андрей ака AndreyAleksanych.

02. Очень, очень красивый камень.
В заточке чувствуется самая толстая прожилочка, остальные не ощущаются. Ход по камню мягкий и шелковистый,приятный.
Без суспензии понравилось работать больше, и мне показалось что без суспензии работает побыстрее.
Углеродка на нем повела себя обычно, а вот быстрорез Р12 твердостью 62 просто потек и дал поверхность темного матового цвета с очень приятной структурой.
Интересно что при работе суспензию дает не очень активно, а вот если потереть томо нагурой то ее хоть отбавляй.

Абразивные зерна сферической формы, размером примерно 5-7 мкм.
Зерна очень однородные,в отличии например от бельгийцев у который сильно отличается и форма и размер абразивных частиц.
Твердость где-то 4, может чуть меньше, короче 3.5-4.

В заключение хочу отметить.
Камень очень стабилен, он работает одинаково хорошо на быстрорезе, на углеродке и на твердой и мягкой нерже.
Очень хороший заточной камень.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
=====================================================================================================================================================================

Выпросил у Андрея камушек на пробы, освежить воспоминания. Это получается, прошло примерно полгода, как я его последний раз пользовал. Что ж, действительно на некоторые аспекты взглянул по новому.

Во первых: с твёрдостью всё же немного ошибся. Наверное более правильно будет определить как между 3.5 и 4, но ближе к 3.5.
Во вторых: жаль, но прожилки ощущаются. Более того, при избыточном давлении могут вредить кромке. Например на скруглениях ножа пятно контакта совсем мало и за давлением уследить трудно. Нож рубанка работает по широкой площади, даже если это только микроподвод, поэтому для него эти прожилки не заметны (почти).
В третьих: камень всё таки немного выглаживается, но при этом сильно в абразивности не теряет.

Кстати, во время работы, если прожилки совсем мешают или камень сильно выгладился, можно просто синтетиком потвёрже несколько раз шоркнуть по поверхности и всё придёт в норму. Для скорости работы основным является не наведение суспензии, а подготовка подвода на предыдущем абразиве. То есть, если переходишь с грубого зерна (с грубой риской) то и скорость будет высокая. Если подвод проработан, то даже наведение суспензии процесс не ускорит. Просто поменяется немного паттерн на поверхности железки. С суспензией он больше отделочник, без неё - резун.

Камень, как уже указывали, очень красивый. С эстетической точки зрения пожалуй не найти япона красивее. Имеет приятный вид, приятный запах. В заточке прекрасно справляется сразу за 1000-ком. Но при всём при том это строго ножевой камушек. На бритве конечно тоже никто не запрещает его использовать, но это будет стадия заточки. По есть где-то рядом с синтетиками 3-2 мкм, в зависимости от условий. Суспензия, при наводке слуриком, молочно-белая или бежевого цвета.

Камень точно лотос (Renge, 蓮華), этот рисунок и без экспертизы видно, и точно суита (Suita, 巣板), на фотках дальше покажу (или можно посмотреть на третьей с начала темы). Там хорошо видно. Но вот из какой шахты этот камень? В инете нашёл три камня с такими характеристиками, у Накаоки (К сожалению ссылка больше не работает. То ли ebay удалил статьи, то ли сам Накаока). Это охира, окудо и шобудани. Кроме Накаоки никто про шобудани ренге суита не пишет, зато про охира и окудо примерно поровну. Но окудо, это всё таки тонкий доводочный камушек, а сабж грубоватый. Сам я не эксперт по шахтам добычи, но методом исключения по результатам работ, на 99% уверен, что этот камень - охира.

Позже нашёл в инете ещё несколько камней (суита), могущих иметь рисунок лотос (ренге). Это, например, окуномон (奥ノ門), мизукихара (水木原). Но шахты, как я понял, расположены рядом (очень тесно) с шахтой охира. То есть они вообще имеют довольно схожие характеристики. Но так как пока не умею различать нюансы, пусть описанный камень будет охирой.
===================================================================================================================================================================

Теперь с фотками.

Фото камня

Вот так выглядят выгладившиеся прожилки. Там, кстати, и дырочки хорошо видно.

Изображение

Изображение


Прожилка под увеличением.

Изображение


Дырочки.

Изображение

Изображение
=====================================================================================================================================================================

Для проб взял нож рубанка. Использую его для черновой работы, так как сталь перекалена. Для нормальной работы не идёт - крошится - а сбить грязь сверху самое то. Для начала заточил на Sigma Power #1200. Этот камень для таких сталей примерно, как драчёвый напильник. Работает быстро и грубо.


Изображение


Естественно, после этого решил сразу уходить на сабж. Навёл погуще суспензию ...

Изображение


... и вот что получилось через пяток минут.

Изображение

Изображение


Хм-м. Довольно неплохо! И быстро и чисто. В принципе, инструмент точу непритязательный и такой заточки ему вполне хватит. Даже с избытком. Но всё равно решил пройтись по чистому камню с небольшим повышением угла.

Изображение

Изображение


Да всё-ё, пойдё-ёт! Грязь сшибать и этого лишка. Но в душе-то хочется, что бы кромочка хотя бы поровнее была, а не с этими соплями. А почему бы не сделать ТБ на самой охире?! Сделал ТБ и ещё немного повозюкал по чистому камню. В результате получилось очень даже не дурно. По фоткам видно, что риски от сигмы почти совсем ушли (а они были очень злые!). А использовал-то я сабж всего около десятка минут. То есть, как и пишут в интернетах (в этот раз не соврали), камень быстрый, грубый (относительно).

Изображение

Изображение
=======================================================================================================================================================================

Ну, надо и нержу попробовать. Как раз трамонтинка была на подходе. Мусатилась довольно долго, пора и наточить ладом.

Изображение


Оказалось, что сабж ест нержу с приличной скоростью. Я начал работать на чистом камушке, а получилось это. И да - это я решил внаглую сразу на охире всё исправить.

Изображение


Не получилось. В принципе ожидаемо. А то шибко уж кучеряво будет - камень работающий от обдирки до тонкой заточки. Пришлось брать свой кинг 1000-ик и исправлять им. Только вот не догадался сразу отполоскать кромку. В процессе суспензию разбавлял, пока не ушла совсем.

Изображение


А дальше сабж. После 1000-ка, да с небольшим давлением, скорость получилась довольно высокой, плюс образование суспензии. Что в принципе мне и надо было.

Изображение

Изображение

Изображение


... и ещё чуть-чуть на чистом камушке. Конечно, на нерже получилось не так чисто и быстро (да и размазывание небольшое таки есть), как на углеродке, но всё равно впечатляет.

Изображение
======================================================================================================================================================================

Немного лирики.

Сегодня порезал этой трамонтинкой всякого разного на кухне. Очень приятный рез. Для меня даже не обычный. Я люблю, что бы нож врезался с хрумканьем (хотя бы небольшим) и продукты разлетались сами. Тут они разлетаются сами, но вот хрумканья нет. Совсем нету, блин! Нож просто проваливается в продукт. Хотя, как я понимаю, дело не только в заточке. Геометрия ножа у трамонтин тоже способствует.

Далее мне интересен кое-какой рисунок камня (ну и может выбирающему японца тоже пригодится). В середине прожилка. Видно, что она идёт сквозь камень, а вот слева и справа от неё что?

Изображение


Оно нифига не выглаживается, не блестит, не цепляется. Подобное можно часто встретить и на других камнях. В магазинах фоток хватает. У меня тоже есть ещё камень с подобным рисунком и его я успешно использую для бритв.

Изображение

Изображение
======================================================================================================================================================================

Попробовал на охире немного подточить бритву. Даже не подточить, а почистить грубые риски на подводе. То есть навести красоту. Жаль, не догадался сразу сфотать эти грубые риски. Но они угадываются даже после работы охира с суспензией. Камень справился с задачей просто прекрасно. Работает, как я и писал выше
LyapaDara писал(а):где-то рядом с синтетиками 3-2 мкм

Прожилки мешаются сильно. Повезло, что на этом камне они не твёрдые. По РК щёлкает, но не вредит. Но в принципе понравилось. Кромочка при подточке остаётся ровной. Если найти такой камушек без прожилок, то можно использовать вместо синтетика 4-3 мкм. Работать он будет гораздо щадяще.

Изображение

Изображение

Изображение
=====================================================================================================================================================================

Не всё по теме, но фиг с ним, пусть будет здесь.

Принесли два магнитовских ножика. Исходное состояние - "Чё то плохо резать стали".
Фото

Изображение


Как им резали? Уму непостижимо. Хорошо видно к чему приводит выход крупным абразивом на РК.

Изображение





Так стало после кинг хайпер 1000.

Изображение


Ну и тут мне подумалось, а почему бы напоследок охиру не потестить на кЕтайской нерже? Прекрасно понимаю, что в данном случае абразив не под сталь. Что лучше бы использовать финиш на вашите, например. Ну или на мягком Ллин Идвал, если нужен суперфиниш для этих ножыгов. Но мне же эксперимент главнее. Сразу скажу, что твёрдость у клинков приличная, не меньше, чем у той же трамы, но качество стали не шибко хорошее. В общем сталь не та, что называют "пластилиновая нержа". Она как пластилин, но с чем-то смешанный. Но это не заслуга термистов. Она ... как бы поточнее описать ... рыхлая, что ли? То есть нет в ней монолитности. Скорее всего просто грязная.

Ну, попробовал.

Изображение

Изображение


Во-о, сам увидел риски от М28, который был до кинга. Ясен пень, что охирой их не возьмёшь за разумное время. Но так же я вижу и не вычищенные риски от кинга. А если к этому добавить, что подвод стал страшно блестеть, то становится понятно, что охира кроме резания (зачистки) ещё и размазала сталь неплохо. То есть на таких ножиках переход должен быть поменьше. Я думаю (вернее я потом проверил), что максимальный переход (более-менее хорошо сработавший) получился с синтетика М7 (ИСМ-овский брусок из КК).

Ещё добавлю, что работать в этот раз начал без суспензии. Как уже писал выше, главное при работе на сабже, подготовка поверхности подвода. У меня она как раз соответствовала для образования НУЖНОГО количества суспензии. То есть я начал работать в с ней, а минут через пять она образовываться перестала. И даже, с изменением шероховатости подвода, камень немного изменил свой отклик. Он стал чувствоваться, как доводочный.

almedic
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 16:04
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение almedic » 09 окт 2015, 14:10 #2

Зря я сюда зашел. Опять захотелось такой камень.

Думка у меня была -- а не работают ли суиты дырочками тоже? Но потом решил, что это не керамика и края "дырочек" достаточно сильно сглажены, чтобы резать сталь. Прав ли я или эти самые "су" все же имеют влияние в заточке?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 09 окт 2015, 14:18 #3

Нет.
Это сравнительно мягкий камень и тут можно без всяких дырочек получить суспензию.
Скорее, это просто отличительный признак слоя и больше ничего.
Хотя вполне допускаю, что на твёрдых суита края дырочек будут быстрее разрушаться и выделять суспензию (теоретицки).

almedic
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 16:04
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение almedic » 09 окт 2015, 17:32 #4

Ну, (опять же -- теоретицки) можно представить, что суспензия попадает в дырочки, там загустевает и конгломерируется, что реально повышает абразивность, когда из этих дырочек выходит на поверхность.
Но все это -- пустые умствования. :geek: Просто итересно: почему камень соотносимой твердости и грубости, если он суита, получается абразивнее и меньше засаливается-выглаживается? Хотя... выглаживается меньше как раз понятно.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение oldTor » 21 май 2016, 22:07 #5

Попробовал я вот такую Охира суита:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Притирал на карбиде кремния до фракции F600, суспензия выделялась охотно, потому решил пока тоньше не притирать.
Состояние фаски перед пробой Охира - хиндостан с суспензией бельгийца:

Изображение

Сначала, попробовал на Охира чистой, рассчитывая на выделение ею суспензии, чего не произошло. Взял тэнзё, навёл суспензии добрую толику и попробовал поработать - сначала съём был слаб, суспензия не темнела. Но постепенно, принялась за работу, а под конец у меня даже возникло впечатление, что стала выделяться и суспензия из самого камня. работается очень приятно, единственно, несколько раз что-то подхрустывало под фаской, и не просто так - результат на фото:

Изображение

На кромку отдельные царапинки не выходили, так что решил продолжить, помыл камень и поработал на чистом:

Изображение

Характер фаски после суспензии изменился не сильно, стал чуть глаже и приобрёл дополнительные паразитные царапки. Волос кромка с большим трудом режет на расстоянии 4-5мм. от точки удержания.
Думаю, что неправильно подобрал притирку - надо тоньше. Хотя, есть некоторые сомнения - во-первых, разные участки камня, чуть с разной скоростью впитывают воду и на подсыхающем камне разность отклика заметна при работе. К тому же, помимо каверночек на поверхности, типа таких, какие я показал на макрофото, есть такие же, но более крупные, которые отчётливо заметны и невооружённому взгляду.

Ну, и поскольку надо было всё же бритву довести, взял "Рубанковский" блэк транслюцент арканзас - сделал движений по 30 на сторону и теперь рез волоса и ногтевой тест показывают хороший результат. После Охира - ногтевой тест показывал что всё хорошо, но "торможение" при проводке по кромке перепендикулярно росту ногтя по ногтевой пластине, было слабеньким, а волос распускался вдоль, но не резался - т.е. требуемая острота была не достигнута -это можно "догнать" на ремнях, на ХБ-например перед чистым, но я предпочитаю на камнях доделать как следует. Вот так выглядит после арканзаса - сделал кроп, 2мм. по горизонтали, отмечу, что арканзасом работал в одном направлении и на зерно - все остальные рисочки в других направлениях и более глубокие почти перпендикулярно РК, слева на фото хорошо видно - остатки предыдущего этапа, их даже стало лучше видно, ради чего, собственно, это фото в данном обзоре и показываю:

Изображение

В общем, пока что Охира вызывает разочарование, но я всё-таки ещё попробую её в другой притирке.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 21 май 2016, 22:35 #6

Разочарование - от неправильного применения. Охира - ножевые камни. Для бритв не предназначены вообще. Сама по себе шахта не даёт камней с тонким зерном, насколько я выучил в интернетах, потому и работа на них должна производи́ться по заточке (пусть тонкой), а не доводке. И, если я правильно увидел, фотки это подтверждают. А вот уже в заточке СПРИ и ножиков эти камушки равнодушными не оставляют никого.

Хотя спорить не буду, может и с самим камушком что-то не так.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение Botanic » 21 май 2016, 23:36 #7

пока коррелирует с моими пробами по стамеске 25мм.
Камень выгладился, заблестел лысиной(см. первое фото в посте Ярослава) - приятных ощущений не получил.. рисок паразитных не отметил, но особо не искал.
Работать - вполне себе работает, сам суспензию даёт только если навести чем-то(кома-нагура в моём случае) и уже на этой суспензии небольшой авторелиз есть.
После shinden suita ожидал другого, потому скис и дальше пробовать не стал. Хотя камень вполне может оказаться и неплохим - просто настроения не вышло и есть более простые в плане опробации камни.

Пробовал на лицевой стороне без перепритирки.

Ярослав, ты лицевую сторону перепритирал? (на всяк пожарный спрошу)

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение oldTor » 22 май 2016, 00:10 #8

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Разочарование - от неправильного применения. Охира - ножевые камни. Для бритв не предназначены вообще.


Если и так, то всё равно однородность работы остаётся под вопросом..

Botanic писал(а):Источник цитаты
Ярослав, ты лицевую сторону перепритирал? (на всяк пожарный спрошу)


Да, ты говорил, что не против, ибо штампики сфотал. Так что я перепритёр. Но ещё попробую на ножах и может перепритру до F1200.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение Botanic » 22 май 2016, 01:32 #9

oldTor писал(а):Источник цитаты Да, ты говорил, что не против, ибо штампики сфотал. Так что я перепритёр.

ок. я и не отказываюсь от своих слов:)
просто если перепритиралась все же обратка, то там возможно было бы скрашивание краёв трещины и тогда с однородностью работы было бы понятно. но теперь без вариантов.

UPD: пробы на финке
Неожиданно неплохо работает.
Не шибко тонко - грубее shinden\okudo, но в рамках заявленных характеристик.
Неплохая скорость.
*натирал mejiro.
Работает около 8+КГрит(риски менее глубокие, чем у Imanishi Kitayama 8000)
Охотно грызет обкладки из нержи, и менее охотно твердую сердцевину. Kitayama наоборот.
Матоватый сатин. Чуть более злой, чем у окудо и шинден, но да потом сравню вплотную - по памяти многое не так, как есть на деле.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 01 июл 2016, 13:47 #10

Изображение

Изображение


Фото

Теперь и мне есть что по этому камушку написать.
Ярослав писал, что на бритвах он ему не понравился. Так это и не удивительно. Камушек, как и заявлял продавец, абсолютно ножевой. Более того, я не согласен с его (Ярослава) задумкой притереть камушек потоньше. Как по мне, так ему наоборот, нужна грубоватая поверхность, что бы железка при заточке могла её взрыхлять. Вообще я бы сказал, что наличие суспензии - главное условие для качественной работы сабжа.

Так уж получилось, что этот камень я не стал притирать по своему, а работал, как есть. Согласен с оценкой продавцом его твёрдости - четыре. Но при такой твёрдости другой камень способен самостоятельно давать суспензию, а у этого проблемы. Если честно, то сабж вообще вызывает странные ощущения, как будто работаешь на сланце со слюдяным включениями. Ну или просто на неоднородном, типа на "немецком" или на гусевском поразводистее. На отсвет посмотришь - поверхность чистая, не блестит. Работать начинаешь - железка проскакивает. А вот суспензия всё это дело очень смягчает и заглаживает. С ней чувствуешь под железкой японца. И сам камушек уже очень неплохо работает на зачистку. Как и положено япнату.

Короче, у меня на чистом камне как-то не срослось ни с откликом, ни с производительностью. Пробовал на разных сталях, результат мало отличается. По всей видимости здесь связка всю малину ... испортила. Даже когда есть небольшие примеси чего либо, но само зерно хорошо обновляется, то никаких включений не чувствуется. Точит камень и точит. А здесь вроде и твёрдость не высокая, а обновление абразива слабое. Потому и ощущения от камня не самые приятные и нужда появляется в принудительном обновлении поверхности.

Но как быть с выглаживаемостью? Не будешь ведь каждые несколько минут взбадривать камень на порошке КК. Тут на помощь приходит лысая алмазная пластина. И вот когла начинаешь взрыхлять поверхность камня для работы, тогда всё приходит в норму. Может всё таки не зря сами японцы не стесняются применять взбадривание алмазной пластиной? Думается мне, что в Японии японскими натуралами работают почаще и побольше чем в других регионах планеты и надо таки прислушиваться и присматриваться к тому, что они делают.

Для работы по ножикам и СПРИ он вполне годен, но какой-то он ... не вариативный, что ли? То есть взял железку после заточки 3-4 мкм, навёл суспензию на камне и вперёд. Шаг влево, шаг вправо, поэкспериментировать - уже бесполезно. Но в своей нише он работает вполне приемлемо. Нареканий нет. Кстати, те самые паразитные риски - с суспензией их нет нифига. И даже по чистому камню, но при заточке ножиков и СПРИ - тоже нет. Всё таки разница давлений сказывается. Правда и картинка под микроскопом немного напоминает работу сланца с твёрдыми (слюдяными) включениями. То есть риска немного размазана и подвод сильно блестит. В конце топика выложу пару фоток.

То есть в принципе восторгов от сабжа нет. Вполне средненький экземпляр. Абразивность не высокая, зерно грубоватое, в породе, по всей видимости, что-то присутствует. Сдаётся мне, что обратная сторона будет поприятнее в работе, так как она пооднороднее окрасом. Но проверять уже не буду.

Ещё при работе на сабже с суспензией у меня возникло ощущение, что он смахивает на аото. Не по результату, а по самому процессу. То есть такое же большое колючее зерно, но моментально размалывающееся. И все ощущения от процесса такие же, как на аото, только в масштабе.


Трамонтина про. Микрофаска - чистый камень, выше неё - с суспензией.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 30 июл 2016, 09:49 #11

Как-то уныло всё вышло с последней охирой. Никому он не понравился, все разочарованы таким японцем. Решил я попробовать реабилитировать камушек. Первое, что сделал, освежил в памяти свои знания про эту шахту и перепритёр поверхности по своему.

Пост спрятал под спойлер, так как немного сумбурно вышло. Но вкратце могу сказать, что это не камень плохой, это мы предъявляем к нему повышенные требования, забывая, что он куплен у ММ по бросовой цене. Лично я уже имею мнение (и его хрен оспоришь), что ММ не торгует высокосортными камнями. Он продаёт что-то типа уценёнки. Что-то типа "япнаты на попробовать". Потому и ждать высоких результатов от этих камней я не собираюсь. И вообще я ими (металмастеровскими) уже "наелся", надо чё нить другое пробовать, более стоящее.

Спойлер: Показать
Охира принадлежит к западным шахтам горы Атаго, а они являются второсортными по отношению к восточным шахтам. Прежде всего она прославлена своими камнями Учигумори (Uchigumori, 内曇). Это специфические камни предназначенные для полировки металла. В частности для лучшего проявления хамона. Ещё охира ...

... а всё-ё! Больше никаких восторженных отзывов в интернете про неё нет. Ни про тонкость работы этих камней, ни про их скорость (абразивность), ни вообще про какие либо супер свойства. Обычные рабочие лошадки для окончательной заточки ножиков. Вот вам и первая ошибка - повышенные требования (ожидания) к не самому качественному и довольно дешёвому камню. Глупо ожидать от такого чего-то сверхъестественного и потом разочаровываться, не получив это. Лучше сразу отнестись к нему, как к средненькому заточному брусочку. Ну знаете, лежат такие постоянно на кухне или в гараже, что бы поправить по быстрому инструмент, и за которых не переживаешь, что с ними что-то случится. Так же из этого следует (КМК), что и эксплуатировать этот камушек лучше, как среднестатистический пользователь, знакомый лишь с основами заточки домашнего инструмента. Ну значит так и поступлю.

Перепритёр камушек. Сначала на порошке КК М40. Естественно, что с камня выделялась обильная суспензия, которая смешивалась с КК, и потому даже после такого грубого порошка поверхность уже была гладенькой. Даже возникла мысль, чтобы на этом и остановиться, но всё таки решил, что такой фокус не пройдёт. Практика показывает, что гладкая поверхность, но полученная на грубом порошке, не работает толком, в отличие более тонко притёртой. И плюс к этому моментально избыточно выглаживается.
======================================================================================

Итак, охира притёртая на свежем КК М14. Для работы использовал обратную сторону потому, что она более более однородная по цвету (понравилась сильнее). Перед работой замочил примерно на один час. Ножик трамонтина про, шеф 200 мм. Заточную фаску вывел на кинг хайпер 1000. Свёл до заусенки. Дальше сразу на охира.

Что я подумал - не всем же камням быть тонкими, финишными, особо качественными. Большинству из нас и в большинстве случаев требуются грубые и средние заточные камни (я не говорю сейчас о заточном разделе ганзы, я говорю о пользователях домашнего РИ вообще). То есть большинство пользователей (и даже довольно подкованных) не выхаживает кромки своих ножей что бы в бритву, а довольствуется перекрытием своих потребностей - заточить-поправить ножик, что бы это дело заняло минимум времени и минимум камней. И я в этот раз постарался работать как обычный юзер. Не нежно-нежно, что б прям гладкая поверхность фаски, придираясь к каждой рисочке, а так ... обычно. То есть я применял давление ... пожалуй словами сказать невозможно ... ну, не с диким давлением, когда и стол трясётся и камень по нему ездит, а наверное раза в три-четыре больше обычного, если в цифрах. В общем принцип "не дави", я понимаю немножко по другому. Я его принимаю, как "не дави излишнего". А в разных ситуациях это давление может (и должно!) варьироваться. В результате суспензия немножко пошла сама. Естественно, это случилось ещё и потому, что я залез на камень грубо обработанной фаской, с явными рисками. Но на первых пробах, например, и такой подход не помогал. Суспензия самостоятельно не образовывалась. Вообще, КМК, работа на этом экземпляре просто обязана быть с присутствием суспензии. Обязана! Без неё он работает плохо и избыточно выглаживается. А если работать с суспензией и каким-то давлением, то поверхность постоянно взрыхляется. В этом случае он работает хорошо и самостоятельно.

На сабже проточил одну фасочку. Специально, что бы стравнить в лоб поверхности после синтетика и после охиры. Разница замечательная. Фотать не буду, всё это уже тыщи раз было. Скажу только, что даже с повышенным давлением, камушек подмывал заусенец и он истончался, уходил (а не вытягивался ещё больше). Значит я не ошибся в выборе методики.
======================================================================================

В процессе работы попробовал натирать его (для суспензии) не алмазом, а синтетиком. Использовал для этого кусочек того же кинг хайпер. Он хоть и не слишком твёрдый, но всяко твёрже охиры. Поверхность получилась не совсем, как от порошка КК, но что-то близко к ней. И о-о-очень далеко от алмазов. То есть на этом камне наводить шероховатость (в процессе работы) лучше синтетиком, чем алмазами. Наверное не зря японцы продают к камням свои синтетические слурики-нагуры. Своего зерна в суспензию кинг не подмешал, это точно. Работа подтвердила. Нет, есть конечно какие-то хрустики, но по характеру, звуку и ощущениям сразу понятно, что это хрустики от самого природника. Ну и фиг с ними. Ещё раз повторяю - я не стараюсь вывести кромку в чистое зеркало, я не стараюсь добиться образцово-показательной фаски, я использую этот камушек, как обычный юзер, которому надо за пару камней и десяток минут вернуть ножик в рабочее состояние.

После заточки на охире на поверхности фасок есть царапки, паразитные риски и прочая хрень, но это уже всё в пределах средней/тонкой заточки. Ножик спокойно можно пускать в работу и он своё отстоит. То есть из-за свойств металла он затупится быстрее, чем из-за качества такой заточки.
Добавлю. Шлам чернеет активнее, когда камень чистый, без суспензии. Когда он сам работает. Сам точит метал. Сам выделяет, сколько ему нужно, суспензии. Если же навести суспензию принудительно, она чернее не так активно. В этом случае камень работает больше на отделку, на зачистку. В чистом виде камень более агрессивен. Работает на заточку, на стачивание металла на глубину своей риски. Кстати, на нижней фото две суспензии - свежая и поработавшая. Разница в цвете конечно есть, но не такая контрастная, как в других случаях.

На тему "не давить". Сабж подтвердил мою позицию. Мало давишь - выглаживается. Много давишь - выглаживается. Между ними есть какие-то пределы, когда камень работает хорошо. Диапазон этой "хорошести" широкий. Найти его пределы легко даже человеку мало знакомому с заточкой. Очень здорово это чувствуется по ходу ножа (отклику, подтормаживанию, сопротивлению, выделению шлама и суспензии) и по звуку.

Пробовал работать в полюбившемся мне режиме - слое густо наведённой суспензии с постепенным её разбавлением. Тоже не плохо, оказывается. Я в принципе люблю этот метод и уже описывал его, например на ДИ-90 с акапином. Здесь поведение такое же. Суспензия подтачивает заусенец, риски, а постепенно разбавляя её мы оказываемся на чистой поверхности камня и работаем на финиш. Я долго немного дольше провозился и на заточку трамы после синтетика у меня ушло минут двадцать. Но когда алгоритм уже известен, то это займёт минут 7-10 (шеф 200 мм). И ещё, когда разбавляю или смываю густую суспензию, я чувствую, что поверхность камня имеет сильную шероховатость. Он становится очень абразивен, как будто свежепритёрт. Суспензия помогает взрыхлять поверхность. Даже по звуку слышно громкое шуршание. Ну и самое главное - для такого эффекта нужны движения малой амплитудой. Именно при коротких движениях суспензия выбивается активнее и помогает работать.
======================================================================================

Написал пост, скописастил, и чёт решил ещё раз перечитать всю тему. А-бал-деть! Ведь в первом же топике написано точь в точь то же, что и здесь, только короче и другими словами.

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Кстати, во время работы, если прожилки совсем мешают или камень сильно выгладился, можно просто синтетиком потвёрже несколько раз шоркнуть по поверхности и всё придёт в норму. Для скорости работы основным является не наведение суспензии, а подготовка подвода на предыдущем абразиве. То есть, если переходишь с грубого зерна (с грубой риской) то и скорость будет высокая. Если подвод проработан, то даже наведение суспензии процесс не ускорит. Просто поменяется немного паттерн на поверхности железки. С суспензией он больше отделочник, без неё - резун.


Но ведь между этими двумя камнями такая огромная разница! Я своими руками это прочувствовал! И всё же получается, что работают они более-менее одинаково. Просто у камня из стартового топика все плюсы немножко ПОбольше. Он ПОтоньше, ПОабразивне, ПОскоростнее, ПОкачественнее, ПОприятнее и т.д.

И кстати, хотел фоток нащёлкать, для показа РК, так оказалось, что они будут такими же, как и раньше. Если поднять глаза чуть вверх, то там такая же трама. Только риски на её фаске более упорядоченны, потому, что там зафиксирован уже финиш и я работал до конца на одном камне и в одну сторону. А здесь фотка ПЕРЕД наведением микроподвода, а значит направление рисок на фаске меня мало волнует. Ну и то, что она вообще имеется, так лично мне нравится рез с небольшим хрумканьем.

Изображение

Изображение

Наверное смысла в дальнейших пробах нет. Нержу проверил, на углеродке он себя ведёт много лучше. Поедет камушек домой.

upd
Подумалось тут, а может верхний камень отличается от нижнего только потому,что имеет меньшую твёрдость породы?
Может если бы последняя охира была чутка мягче, так и работала бы совсем по другому?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 11 дек 2016, 14:51 #12

Изображение

Попался интересный лот на яхе. По фотке очень похож на слайсы озуку из соседней темы, только цветом зеленее. Но продавец написал в названии лота 大平合砥 - охира авасето. В моём понимании аваседо - не твёрдый и не мягкий камень, а так, что-то около четверочки. Ведь камушек должен работать одновременно и по твёрдой и по мягкой сталям. В дополнение к сказанному выше (в продолжение реабилитации, под спойлером) хочу добавить, что потусив некоторое время на яхе, я увидел любовь японцев к этим камням. Всё таки они больше ударяют по заточным, не очень твёрдым камням. А охира, как-никак, относится в Киотским шахтам, поэтому всё таки надо было написать не "обычные рабочие лошадки", а ХОРОШИЕ рабочие лошадки.

Ну, что ж, раз хороший ножевой камушек, значит надо брать. Купил. Получил. Оказалось, что камень очень твёрдый. Не меньше, чем 4.5, а то и все 5. И что с ним делать?! Ну, ладно, стал его пробовать. Немного ножичек, немного бритовку поточил. Опять засада - под кромкой вовсю похрустывает и пощёлкивает. В общем всё, как обычно. А я-то думал, что такое только на камнях от ММ. Фига! Это особенность японский камней. Поглядел в микроскоп - ну всё чисто! Никаких дырочек, никаких примесей. Снова поточил. Поглядел на след от камня. Его зерно оставляет тонюсенькую риску. И - приятный сюрприз - паразитная риска вовсе не паразитная. Она такой же величины, но более оформлена. То есть уже не расплывшаяся, а с чёткими краями. А значить более блестючая на отсвет. И тут меня дёрнул чёрт на другие камушки в микроскоп глянуть. Я был сильно удивлён! Оказывается, зерно сабжа раза в два-три крупнее любого зерна от других полировальных камней. Удивительно потому, что оно явно не тянет на такую тонкую риску, которая получается от него.

Не буду затягивать, выскажу сразу свои мысли по этому поводу, которые возникли в течение нескольких дней после первых проб.

Вот сколько смотрел в увеличении, всё мне казалось, что это не зёрна крупные, а это весь камень состоит из агломератов. Нет, оптика у меня конечно не самая лучшая, но всё таки видно, что зёрнышки какой-то уж совсем не правильной формы. То есть по умолчанию всё, что отлетает с камня - агломераты. В суспензии - ясное дело - она дробится, работает мягко за счёт количества, но на чистом камне (напоминаю - твёрдом!) проявляются все "вкусняшки". Я не знаю, может всё это просто бред, но я именно так вижу ситуацию.

Ну, а теперь о самом камне и его рабочих свойствах.

Камень вполне может давать немного суспензии и работать на тонкую заточку. Фишка стандартная - обратная сторона чуть мягче. Вначале я думал, что это остатки корки, но потом разгладел, что это просто такая окраска. Под микроскопом так же видно что это именно цвет, а не включения.

Изображение

Переточил маленькую траму на 1000-ке. Спецом, что бы попробовать сразу после него на сабж. Не-а, ничего не вышло. Слишком твёрдый. Тогда навёл суспензию и на ней попытался вычистить. Тож ничего не получилось. Хотя казалось бы, такими агломератами делов на пять минут, но нет - риску сглаживает, стачивает вершинки, но полностью не убирает. То есть по всему выходит, что тут не только в твёрдости дело. Агломераты агломератами, но значит зерно его довольно тонкое. На фотке кромка сначала после 1000, потом после охиры.

Изображение

Чуть позже продолжу.
Напишу про работу на суспензиях.
Сдаётся мне что из этого экземпляра таки можно вытащить хорошую тонкую заточку.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 19 дек 2016, 08:33 #13

Притащил из гаража пару ножичков, которые уже надо было перетачивать. Один (косяк) из углеродки не шибко твёрдой, второй (прямой) из мехпилы Р6М5. Последним синтетиком сделал ИСМ-овский М14. Фотки делать не стал, в принципе всё одинаково с небольшим плюс-минусом. Дальше снова пошёл сразу на охиру, но в этот раз работал чисто по японски - наводил (густо) суспензию алмазной пластиной.

Изображение


Таки получилось в этот раз! Алмазом не только наводится суспензия, но и взрыхляется поверхность камня. Вообще, я всё больше начинаю понимать японцев практикующих такой метод применения камня. Если камень не для тонких доводочных операций, то почему бы и нет? Работать пришлось минутки по три на каждом ножике. Вот что получилось.

Изображение

Изображение

На косячке (нижнее фото) правда заусенец не до конца убрался за это время, но я там всё равно собирался микроподвод делать. Дальше всё смыл и сделал по несколько проходов на чистом камне. На мехпиле особо не заметно работы (на первый взгляд), а на косячке хорошо всё проявилось. Но ... в обоих случаях, что меня порадовало больше всего, нет следов от рисок синтетика! Охира вычистила всё и до конца.

Изображение

Изображение


То есть в случае с этими сталями сабж повёл себя совсем по другому, нежели с трамой. Для них этот камушек оказался этаким "два-в-одном". И на заточку вполне подошёл, и на финишный этап. Ну что ж, осталось проверить на самом нежном инструменте и уже потом делать какие-то выводы. Правда я не уверен, что камень отработает сразу за 1000-ом и потому я пожалуй возьму какой нибудь М7. Либо ИСМ-овский либо обычный из КК из темы техникса.

Аватара пользователя
Ctack
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 17 ноя 2015, 20:00
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение Ctack » 19 дек 2016, 13:08 #14

Леша, а время сколько заняло?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 19 дек 2016, 13:51 #15

Так вроде написал же.
С суспензией минутки по три.
На чистом по несколько проходов.

Можно было тщательней поработать, но это не тот инструмент.

Аватара пользователя
Ctack
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 17 ноя 2015, 20:00
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение Ctack » 19 дек 2016, 17:45 #16

Оу! точно, пропустил на фото засмотрелся ;)
Спасибо!

Тщательнее - это заусенец убрать?
Ведь фаска не плохо после М14. Или я чегото не вижу?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 19 дек 2016, 17:58 #17

Я вообще к чему это всё?
Показать, что твёрдость камня не является показанием ТОЛЬКО для бритв или микрофаски.
Мы тыщу раз смотрели на ютубе, обсуждали и так и не поняли, что японцы давно нашли способ обойти этот параметр.
То есть не просто так они алмазом шоркают камни, а всего лишь подгоняют инструмент под задачи.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение oldTor » 19 дек 2016, 18:12 #18

Интересно, а чем они это делали, до появления искусственных алмазов.. Есть предположения?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение LyapaDara » 19 дек 2016, 18:22 #19

Да мало ли грубых камней под ногами валяется.

almedic
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 16:04
Контактная информация:

Охира (Ohira, 大平)

Сообщение almedic » 21 дек 2016, 06:15 #20

Почитал. Посмотрел.
Аж руки зазудились -- когда же мои придут!
Правда, я не умею такие красивые емкие тосты... эээ... такие красивые информативные посты делать.

А может японцы нагурами не только суспензии наводили, но и камни взбадривали? Надавить посильнее тем же ботаном...


Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость