Накаяма (Nakayama, 中山)

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 28 сен 2015, 23:07 #1

Накаяма - самые лучшие точильные камни в Японии насчитывающие 800 лет истории. Они настолько хороши, что несколько веков в частные руки ничего не перепадало, всё уходило только на госнужды. Иероглифы 中山 - накаяма - не обязательно означают шахту с камнями. Толкований много. И в тоже время не обязательно, что их поставят на камни накаяма. По грамотному, на них ставится 本山, означающие хоняма или хонзан и применимые (изначально) только к камням накаяма или шобудани, но в последнее время такие иероглифы ставят на природные точильные камни вообще. И ещё одно. Если вам всё же встретился старинный камень с примерно такими иероглифами 正本山, то это не значит, что у вас в руках твёрдый тонкий бритвенник. Нет, это просто своеобразный знак качества. Но стоять он может и на нетвёрдых камнях (люди точат не только бритвы).

Мой камушек - накаяма киита. Куплен полтора года назад у Такеши Аоки.
http://guns.allzip.org/topic/224/573549.html#p303
Заявленная твёрдость 4-4,5. Указано, что годен для финальной заточки (тонкой заточки или доводки?) бритв и для финишной заточки ножей из высокоуглеродистой стали. Так же было указано, что камень способен выделять достаточное количество "чёрной грязи" (дословно) и не нуждается в томо-нагура. Конечно, на описание надо было обращать самое пристальное внимание, но это был один из первых моих японов (и притом довольно дорогой для моего кармана), так что ладом во всех этих нюансах я тогда ещё не разбирался. Да и сам камень выглядел очень симпатичным и у меня просто напросто "загорелось". И, как оказалось впоследствии, этот камушек стал не просто одним из лучших, а самым лучшим среди всех моих "четвёрочников". Да и другим камням он даст большую фору по однородности зерна, чистоте породы, скорости работы и многим другим параметрам.

Вот такой красавец ко мне приехал.
Весь альбом

Изображение

Изображение


Именно с этого камня меня стала посещать мысль, что твёрдость твёрдости не равна. Что камни с одной и той же заявленной твёрдость могут по разному отдавать суспензию и вообще чувствоваться в работе. Гораздо позже я покупал у этого же продавца ещё один очень хороший камень с такой же заявленной твёрдостью. Но какие же они разные! Если тот чувствуется очень твёрдым, гладким, звонким (то есть "HARD" в смысле "ЖЁСТКИЙ"), то накаяма - сама обаяшка. Тут всё мягонько и приглушённо. Суспензию, если попросить, можно получить достаточно быстро. Однако самостоятельно она ничего не выделяет, за исключением случаев, когда работаешь по широкой площади углеродки и с приличным давлением. Хотя и там больше шлама, чем суспензии. Но ... я почему написал "мягонько"? Каждый раз при работе на камне я чувствую как бы некую подушку. То есть, если на другом камне железка шлёпает звонко, как по стеклу и при скольжении чувствуется только гладкая поверхность, то здесь как бы всегда присутствует тонкий слой (в одно зерно) суспензии или связки. Ну вот возникает такое чувство! То есть между камнем и железкой присутствует прослойка чего-то, что смягчает и соприкосновение с железкой и ход по самому камню. Но на самом деле это конечно не суспензия, а особенность камня. У него поверхность всегда, как бы освежённая и никогда не выглаживающаяся. Возможно именно из-за того, что поверхность не выглаживается и возникает такой эффект присутствия свободного зерна. В принципе, это как раз то, что было в описании продавца и на что я в то время не обратил внимания - "It produces good enough amount of black slurry".

Ещё одна причина, по которой я думал про подушку из суспензии, это то, что отделка подвода очень напоминает работу совсем небольшого количества свободного зерна на камне. Я и бритвы никогда не мог довести на нём по этой причине. Но это тоже объясняется связкой камня, которая позволяет зерну очень хорошо обновляться и заодно работать с высокой скоростью.

В этот раз при написании обзора решил показать эту особенность моего камушка. Взял бритву, которую использую только для тестов и очень редко. Простая сгнившая углеродка, но какая же она твёрдая! Никогда у меня не хватало терпения её доводить. Ну и сначала поработал на сигме 6000, а потом на чистую накаяму. Как же я был удивлён (через полтора года владения камнем!), когда понял, что бритва начала неплохо доводиться. Сразу скажу, что именно её я на этом камне ни разу не пробовал затачивать/доводить. Для нормального результата мне потребовалось примерно 20 минут доводки, но волос режет сразу после камня. На фотках постарался найти освещение при котором хорошо видны риски. Видно, как в результате работы они уходят.

Изображение


Так же постарался сфотать в освещении, когда поверхности подводов зеркалят. И здесь картина уже другая. Здесь, как будто работа ухудшилась. Но стоит внимательно присмотреться и видно, что после натурала вдруг проявились горизонтальные риски идущие вдоль и рядом с РК. Откуда бы им там взяться?! А это я на синтетике делал пару движений вдоль подвода и синтетик же сам их и зализал. А накаяма вскрыла. То есть случилось то, о чём гово́рено тыщу раз - натурал вскрывает все косяки.

Изображение


Но все эти ракурсы надо долго и упорно ловить. А в основном я вижу подвод после сабжа таким.

Изображение


Тут впору вспомнить ещё одно, что было в описании продавца и на что я тогда так же не обратил внимания - "or fine finish high carbon blade". Так и есть. Судя по этой бритве и прошлому опыту работы, амплуа этого камушка - высокоуглеродистая твёрдая сталь. Чуток позже я покажу, как он работает по простой твёрдой углеродке.

Но всё равно, я же хочу показать тот эффект из-за которого я не работаю бритвами на этом камне. Взял немку. Она из какой-то полунержавейки и на ней точно такое получается, так как пробовал уже не раз. Снова сигма 6000 и чистая накаяма. Тут у меня вообще челюсть до пола отвисла. И эта бритва нормально довелась! Только гораздо быстрее. Я сам не понял, как так получилось. То ли сказалось длительное многочасовое замачивание камня, то ли чуть повышенное давление при работе (хотелось побыстрее сделать), но факт остаётся фактом - минут через 10 волос перерезается. По фоткам видно, что подводы именно зачищаются. Всё сфотал в той же последовательности, что и на предыдущей твёрдой бритве.

Это ракурс с освещением выделяющим риски.

Изображение


Это ракурс с освещением когда подводы зеркалят. И точно так же после накаямы проявились все косяки.

Изображение


Это ракурс, который видно в большинстве случаев.

Изображение


Вот ведь блин. Казалось, что этот камень я уже знаю, как свои пять пальцев. А тут такой сюрприз. В результате не показал, что хотел. Кстати, вспомнил - при работе я несколько раз освежал поверхность камня притирая его ботан нагура. Естественно, что всё смывал начисто и только после этого продолжал работать. Может это сказалось? В любом случае придётся продолжать эксперименты.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 02 окт 2015, 13:42 #2

Первые впечатления от натурального японского камня.
Начну с магазина. Покупал я камень на eBay, у металмастера. Камень продавцом обозначен, как "Накаяма аиса" (Nakayama aisa), с твёрдостью 4, подходящим и для бритв и для ножей. Упаковка очень хорошая, при всем желании наша почта ничего не смогла сделать с камнем! Камушек пришел целым и невредимым! По срокам камень пришел на день раньше, чем было заявлено. Теперь о самом камне.
Первые три фото с ебэя.
Все фотки

Изображение

Изображение

Изображение


Камень наклеен на сосновую досочку. Прилегание камня к доске не полное, есть зазор 2-3 мм почти по всему периметру, но камень не шатается. Первым делом покрыл боковые поверхности камня и саму доску яхтным лаком в два слоя (на камне оказались две трещинки). Рабочая поверхность камня была притерта, но с огрехами. Пришлось исправлять. Притирал на чистом, матированом стекле, где до этого притирались другие камни на порошке КК F320. Выделилась своя суспензия, вот на ней камень и притирался.

Пробы проходили так. Первым был опробован кухонник от «трудвача». Ход по камню не внятный какой-то, подвод прилипает, съем металла не ощущается (надо было лучше учить матчасть). С горем пополам поправил я этот нож. Вторым на очереди был косячок из быстрореза. Совсем другое дело! Тут и тактильный отклик и съем металла, и выделение суспензии - все оказалось на высшем уровне. Железко рубанка 9ХФ не понравилось точить совсем. Подвод прилипает к камню, не свезешь! Чуть больше усилие, начинаются прыжки. Побоялся испортить камень, оставил затею с железко. Причина такой «заточки» пока мне не понятна! Буду выяснять.

Позже решил повторить опыты с железко. Навел суспензию слуриком чарнли фореста (не критично, можно использовать любой, чтобы добыть суспензию). Суспензия навелась не очень густая, но достаточная для смягчения хода железки по поверхности камня.

Изображение

Изображение


Прежде чем приступить к доводке произвел заточку на двух вашитах. Одна доведена на порошке КК F500 (верхняя, №1 вашита от нортон), а другая на порошке F1200 (нижняя, без имени). У верхней плотность 2,41, у нижней 2,45.

Изображение


Точу железко вручную , присутствуют косяки по краям фаски.

Ход по камню стал намного лучше, информативней. Правда пришлось потратить много времени на зачистку рисок от предыдущего абразива. Видимо между вашитой и накаямой нужен еще один, а то и два камня для ускорения процесса. В итоге, после доводки волос из бороды легко застругивается и обрезается на расстоянии 1 см от точки удержания. Хотя по ощущениям могло быть и лучше.

Фаска после доводки смотрится вот так.

Изображение


Далее пошел тестовый косячок. Геометрию выправлял на «лодочке» от Челябинского абразивного завода. По зерну подходящий, связка приемлемая, но в абразиве попадаются такие артефакты, что ой-ой–ой. Более сказать ничего не могу, в виду того, что ни на камне ни на упаковке никаких данных не было. Затем вашита и накаяма

Изображение

Изображение


При доводке косячка, суспензия выделилась сама. Давил не сильно. Про давление помню. Твердых сталей больше дома нет. По мягким камень не работает. По стамескам от Нарекс тоже не хочет. Хранится камень обернутым в х/б ткань в коробке, вместе с другими камнями. Влажность в квартире, если верить гигрометру, 80% . Негативных явлений на камне не наблюдаю.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение aptekar113 » 02 окт 2015, 20:11 #3

redson56 писал(а):Источник цитаты Правда пришлось потратить много времени на зачистку рисок от предыдущего абразива. Видимо между вашитой и накаямой нужен еще один, а то и два камня для ускорения процесса.

Купите пару кусочков нагур Асано - если в основном точите не бритвы - то Ботан и Меджиро будет достаточно - и на камни тратиться не придется и удивитесь сколь изменятся ваши представления о возможностях этого камня
Аиса хорошая - однородная, красивая..цветопередача немного путает - на самом деле желто/зеленая ?

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 03 окт 2015, 00:26 #4

aptekar113 писал(а):Источник цитаты Купите пару кусочков нагур Асано - если в основном точите не бритвы - то Ботан и Меджиро будет достаточно - и на камни тратиться не придется и удивитесь сколь изменятся ваши представления о возможностях этого камня
Аиса хорошая - однородная, красивая..цветопередача немного путает - на самом деле желто/зеленая ?



Да, действительно цвет такой как вы и говорите. Про нагуры думаю. Смотрю и на бэе и у энда. У кого взять лучше?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 03 окт 2015, 00:31 #5

Лучше у Александра.
Много не брал, но то, что покупал - реально хорошие камни.
Плюс он грамотно проконсультирует по всем вопросам.

Лучше возьми сразу комплект ботан-медзиро-кома.
На вырост, как говорится.
Когда нибудь и на твёрдых камнях захочется поработать.

И да, что бы избежать прыгания инструмента, попробуй загрубить поверхность.
Ну, алмазной пластиной потри, что ли.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение aptekar113 » 03 окт 2015, 10:22 #6

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Лучше у Александра.
Поддерживаю , главное у него можно посмотреть на фото и выбрать , да и взять например маленький кусочек чтобы попробовать - что сильно удешевляет процесс

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение aptekar113 » 03 окт 2015, 10:38 #7

Аиса - великолепный слой - единственное замечание у меня ( хотя это может быть именно особенность моего камня) при работе через некоторое время появляются мелкие нитевидные и стекловидные частицы , сначала грешил на нагуры , потом понял что это сам камень выделяет..

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 04 окт 2015, 09:45 #8

LyapaDara писал(а):Источник цитатыИ да, что бы избежать прыгания инструмента, попробуй загрубить поверхность.
Ну, алмазной пластиной потри, что ли.


А шаржирование алмазами не произойдет? Может КК М5 попробовать?

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 04 окт 2015, 09:50 #9

Не произойдёт, у камня связка мягче.
А вообще я имел ввиду пластины с гальваническими алмазами.
Те же китайские по триста рублей из строймагов.

На ютуб дофига роликов, где японцы не стесняясь выравнивают, притирают и задают шероховатость пластинами "Атома".
Причём делают это и на твёрдых камнях.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение aptekar113 » 04 окт 2015, 12:19 #10

Я заказал на Али маленькую пластику гальваническую в виде брелка - 8 см длиной - именно для этих целей - придет - отпишусь по впечатлениям - цена сто то около 100 р с доставкой бесплатной

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 04 окт 2015, 19:15 #11

Хорошо, загрубим поверхность алмазной пластиной. Править железко еще рано, подойдет срок, отпишусь.

almedic
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 16:04
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение almedic » 09 окт 2015, 13:53 #12

Ровнял япона алмазом. Делать это надо строго под струей воды, иначе алмаз забивается моментально и перестает снимать.
Загрублять алмазом? Как по мне -- слуриком (н.п. хинда) можно добиться такого же эффекта.

Komimort
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 06 окт 2015, 21:51
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Komimort » 09 окт 2015, 20:29 #13

Тоже имею Nakayama Aisa 4.5 от Металмастера. Брал специально для бритв. Что я могу сказать - первый раз почувствовал как бритье стало качественно другим после этого камня. Разные эксперименты со сланцами, в том числе с нагурами, бельгийцами, свободным зерном, пигментами и даже пленками от 3М, но ничего близко похожего по качеству не получал. То есть бритье было нормальным, но как обычными лезвиями и станками, а здесь первый раз почувствовал, как бритва мягко снимает щетину вместе с пеной, как будто и не стальное лезвие. В общем, сказочное бритье.

Использовал Аишу с цветными твердыми нагурами от Александра aka Энд. Нагуры - Асано, селектед, по крайней мере на тэндзё и меджиро были оригинальные штампы. В принципе для финиша, на этом камне достаточно 2х нагур (тэндзё, кома), а готовить бритву можно и на другом, более быстром и грубом камне. Я готовил на сланце с суспензией ботан и на ББВ с суспензией желтого котикуля.

Так же пробовал затачивать всякую всячину на Аиша с ботан-нагурой, и далее по-порядку, и понял, что меджиро в сете не слишком нужна, достаточно ботан, тэндзе, кома. Кома и меджиро, по крайней мере у меня, очень похожи по результату, но кома вроде как быстрее, но может плохо старался... В общем, нагуры - отдельное поле для исследований.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 09 окт 2015, 20:43 #14

Чисто для информации.

Между нагура очень маленький шажок по тонкости работы.
Мало этого, природным камня свойственен разброс.
То есть медзиро может работать, как тензё.
Кома может работать совсем рядом с медзиро и т.д.
Именно поэтому в твоём случае медзиро получается лишней.

Это главная причина, по которой нагура нужно выбирать не по названию, а по конкретным экземплярам.
И хорошо покупать их у продавца, который тестирует камни перед продажей.

Но нагура - это отдельная тема, которую, по всей видимости, уже пора заводить.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 14 окт 2015, 23:35 #15

Камень куплен у ММ.
На ощупь твёрдый, гладкий. Ни чего не расслаивается. Форма неправильная. Ни включений, ни прожилок. Вообще никаких видимых дефектов.
Фоты. На трёх последних фотах не подготовленного камня чернота сверху - грифель карандаша.

Это готовый камень.

Изображение

Изображение

Изображение
===========================================================================================================================================================================

Похож на эту пару.
http://fotki.yandex.ru/users/asamarin/album/492876/

То есть его можно положить для сравнения (визуального) в эту же кучку
http://guns.allzip.org/topic/224/573549.html#p328

http://popgun.ru/viewtopic.php?p=22832522#p22832522


Зато в макрофото отличие с теми двумя разительное.

Мой (не доведён). Сплошные дырки и очень мало чёрных пятен.

Изображение


Ивана. Только чёрные пятна.

Изображение


Озуку Андрея. Чёрные пятна и небольшие дырки.

Изображение
===========================================================================================================================================================================

Интересно, а вот эти чёрные пятна со временем станут такой же пустотой?
А пока визуальное отличие не только в пятнах/дырках, но, если присмотреться, у Ивана в породе много мелкого чёрного песочка.
У моего порода чистая. Влияет ли это на что нибудь?
===========================================================================================================================================================================

В том виде, в котором он сейчас, работать не удобно (если только человек не левша). Всё таки надо его приводить в порядок. Однако, если с мягкими камнями всё легко и просто и они могут стерпеть небрежность, то твёрдые такого отношения не прощают. Для начала надо сказать про жёлтую хрень по краям - она очень хрупкая. Во всяком случае на тех твёрдых япах, что мне приходилось обрабатывать. Скалывается безбожно не только под пилой, но даже при выравнивании на грубом порошке. Поэтому лучше их (грубые порошки) смешивать с мелкими. От порошка 260 мкм вполне можно получить кучу мелких осколков с углов камня разлетающихся во все стороны. В самой породе тоже частенько попадаются трещины невидимые снаружи. В общем если камень покупается с целью сэкономить, самому подровнять и сделать красивым, то это лотерея. Может повезти и всё пройдёт нормально, а может не повезти и на выходе получишь один угловатый обломок побольше и несколько поменьше. Всё же если нужно гарантированное качество, то покупать стоит дорогие камни с правильной геометрической формой.

Этот камушек так же оказался с сюрпризами, хотя и обошёлся довольно не дёшево. Скалывающаяся желтизна и плюс сама порода тоже скалывается чешуйками. Так же проявилась пара трещин (хорошо спаянных) по рёбрам. Низ камня (кстати, на озуку такое же было) мягче верха. В общем с камнем пришлось сильно аккуратничать, что бы привести в порядок. То есть мне в лотерею не повезло. Ну и плюс ко всему, камень оказался не superhard. Твёрдость по HGAL - пятёрка, может чутка ниже. Но это по первым ощущениям. Надо смотреть, как он себя поведёт при доводке и работе с нагурами. Присутствует ярко выраженный запах строительных смесей. Размерчик получился очень хороший - не большой, не маленький - и вес не большой. В руке лежит удобно и не тяжело.

Мелкие порошки показали, что камень всё же чистый пятёрочник. Интересное наблюдение: на очень грубом (260 мкм) порошке и начиная с 28 мкм, камень кажется твёрдым, а вот на порошке 63 мкм он просто течёт. Видимо какое-то совпадает множества факторов. Посмотрел ещё раз описание продавца и заметил кое-что. Для всех суперхардов он в таблице указывает значения 5+. А на моём, при слове суперхард, значение просто 5. Он ошибся с описанием? С определением? Или гайдзинам и так сойдёт? Вроде ни в первом, ни во втором, ни в третьем он замечен не был.

Камень проявил слоистую структуру. В этот раз сетку нанёс маркером. С плоскости он убрался моментально и без последствий, а на рёбрах видно подвпитывание. Правда глазом слои не рассмотреть. Если у обычных сланцев можно иной раз даже посчитать слои и маркер впитывается неравномерно, то здесь слои не выражены.
===========================================================================================================================================================================

После доводки на КК М10 немного пошаркал железкой из напильника. Первые ощущения - восторг! Нет залипучести по большому пятну, скорость высокая, рисок не видно. Ход абсолютно одинаковый по всей плоскости камня. Вообще (я думаю, многие со мной согласятся) по шламу уже можно видеть насколько тонко работает камень. Этот очень тонкий. Шлам даже не в виде пыли образуется, а просто водичка становится чёрного цвета. Перевернул на обратную, более мягкую сторону, и метал просто потёк. Шкрябал секунд 30, так камень за это время начал паразитную царапку от джасперита чистить! Красота одним словом.

Пробовал слуриком пошкрябать - получил очень небольшой слой суспензии. Хотя практика показывает, что после пары-тройки применений слура на твёрдом камне, он перестаёт выбивать суспензию за просто так. Жаль. Как по мне, так этому камню никакие нагуры нафиг не нужны. Он и без них справляется на ура. По первому впечатлению, он работает тоньше и быстрее их.

А может действительно - это из-за дырок камень так быстро работает? Вообще интересно, суита - это конкретный пласт или все камни с дырочной структурой?
===========================================================================================================================================================================

Решил начать пробы с максимума - доводка на М5 и тщательное выглаживание металлокерамикой. Нашёл какую-то бритву, вернее голый клин, сделал на нём ТБ и стал затачивать на бестер 4000. И нифига! Не знаю, что за сталь (ржавеет немного), но бестер с ней справляется не шибко активно. Она твёрдая и пластичная. Пришлось начинать с китайского 3000-ка, потом перешёл на бестер 4000. Ну, а уж после этого решил погонять новый камушек с нагурами. И вот здесь мои восторги кончились. Окончательно и бесповоротно. Ход, скольжение - всё прекрасно. Нагуры - ботан, медзиро - натираются просто прекрасно. Влёт! Но под кромочкой чувствуется песочек. Причём он не просто чувствуется, он режет свою, паразитную риску.

Решил по новой притереть его, более тщательно. Взял чистое стекло, немного шоркнул сигмой 6000, до появления легчайшей суспензии, и на ней притёр накаяму. На чистом стекле уже не решился, так как залипает камень здорово. Не помогло. Всё равно при работе слышно (и чувствуется) пощёлкивание по РК.

Попробовал кусочком от этого же камня натирать - всё равно щёлкает. Кстати, суспензию получить уже не удаётся (как я и говорил). Во всяком случае разумное количество за разумное время выбить не удалось. Сама суспензия работает очень тонко и быстро, но ... паразитная риска никуда не делась. Причём она очень густая.

Расстроился я. Взял разный СПРИ и ножиков и начал пробовать на них. Бли-ин! Вот здесь оно работает просто прекрасно. После сабжа остаётся зеркальная поверхность. И хоть посторонняя риска никуда не делась, но я руками уже ощущаю нормальную работу камня. Должен добавить, что работа на СПРИ хорошо выгладила камень и в конце он стал уже почти безабразивным. В принципе вот такие твёрдые серенькие асаги именно так и ведут себя обычно. Именно потому и нравятся они людям с нагурами. И если бы в моём случае не посторонняя риска ... После этого снова взялся за бритвы. История повторилась в полном объёме.

Жаль.
Сотка на ветер. А были большие надежды. Хотя не на ветер конечно, но для СПРИ у меня и так всего хватает, а хотелось новых ощущений по твёрдым камням.
Но мы не привыкли отступать. Дальше буду пробовать менять шероховатость камня.
Посмотрю, как пойдёт.
===========================================================================================================================================================================


Перепритёр на КК М28 => М14.
В прошлый раз я специально начал с крайней степени доводки. Время показало (причём много раз!), что камень нужно доводить не "как принято", а как нужно конкретному экземпляру. Уже неоднократно убеждался, что доводка на КК М5 (и тем более - выглаживание) для части японских твёрдых камней не есть правильное решение. Причём в моём случае, это бо́льшая часть. Этот камень - не исключение. Теперь он стал работать совсем по другому. Я уже писал, что он имеет хороший ход и внятный отклик. А вот теперь он имеет ОТЛИЧНЫЙ ход. Совсем исчезло подлипание, железка катится сама, как по маслу. Для натирки ботан и медзиро не нужно вообще никаких усилий. Они сами стачиваются на камне выделяя обильную суспензию. С кома немножко потруднее (она у меня очень твёрдая), но тоже без проблем. То есть по многим параметрам получилось, что доводка на порошке КК М14 - это его родная (рабочая) доводка.
=============================================================================================================================================================================


Паразитной риски однако стало меньше совсем чуть-чуть. Абыдна. Навёл суспензию медзиро и поработал до её явного потемнения. Результат на фото. И поверьте, то, что сейчас видно, как одиночные не глубокие риски, с дальнейшей доводкой превратятся во вполне большую кучу разных царапок. И вторая ипостась этого камня - вполне успешная работа суспензии нагура. Риски от синтетика 2 мкм скрылись за одну порцию суспензии медзиро.

Изображение
=============================================================================================================================================================================


Вот кома. Так же одна порция до заметного потемнения. Для тех, кто не понимает скажу, риски не должно быть вообще никакой.

Изображение


Освещение, когда подвод кажется блестящим.

Изображение


B так же вместе с этим видна работа именно суспензии нагура.

Изображение
=============================================================================================================================================================================


Своя суспензия наводится труднее всего. В этот раз она почему-то работала до потемнения раза в два дольше, чем суспензия нагура. Возможно из-за того, что бритва другая. Но сработала она явно чище, чем кома. К сожалению делать фото такой работы я ещё не научился. Потому сначала фото паразитной риски (теперь чётко видно кто их оставляет на подводе), а потом фото блестящего подвода.

Изображение

Изображение
===========================================================================================================================================================================


Что меня вгоняет в ступор, так это отсутствие забоин на РК. Судя по звуку и щелчкам, отдающим в руку, там должны быть просто гигантские замины. Но в реале я вижу, что возле РК рисок-то почти и нет. А вот чем дальше от неё, тем сильнее они расширяются. Удивительно.

Не знаю, суспензии ли тому виной или доводка на более грубом порошке (возможно, что всё вместе), но щелчков, при доводке на чистом камне, уже нет. Бритва после сабжа (чистого) всё таки проходит ННТ. То есть я сумел заставить работать этот камушек, но, судя по опыту, это не типично для япната. В нормальной ситуации всё должно работать само, без танцев с бубнами. Ну и, если уж совсем на чистоту, я бы не рекомендовал его для бритв. В нём всё прекрасно - и способность работать с суспензиями и своя собственная работа, но песочек, который самостоятельно лезет откуда-то (подозреваю, что с краёв дырочек), портит всё дело.

Этот камушек - яркая иллюстрация слов из соседней темы. То есть не из-за твёрдости единой камушек становится бритвенным финишником или основой для суспензий. Нужно сочетание нескольких факторов. Так же подтверждается тезис, что при покупке япона нет гарантий в том, что вы получите то, что хотели. В идеале камень нужно покупать не с печатями или высоким ценником, а проверенный. Либо с манибэком.

Ну или сыграть в лотерею, как я. Вдруг вам повезёт!

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 30 ноя 2015, 22:30 #16

Так уж получилось, что побриться этой бритвой я смог только вчера.
Всё прошло на вполне среднестатистическом уровне.
То есть никакого негатива от паразитной риски этого камня нет.
Впрочем и на фотографиях видно, что почти все риски находятся на подводе, а не на РК.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 02 дек 2015, 11:13 #17

Приобрел асано нагуры цусима и ботан. Затачивал стамеску из У12 на камнях с использованием суспензии нагур цусима и ботан, а так же использовал тома нагуру накаяма.
Изображение

Сначала проточил стамеску на вашите и хиндостане (хиндостан с цусимой и затем чистый) .
Изображение

Затем перешел на накаяму. Суспензия ботан навелась легко, камень накаяма на твердую 4 как и было заявлено.

Изображение

Сработал одну порцию суспензии и с ботан закончил. Пробовал до этого, пока не было нагур, эта же стамеска прыгала по камню здорово, а вот теперь с суспензией очень понравилось точить. Отклик от камня и тактильно и на слух просто изумительный.
Далее навел суспензию маленьким кусочком накаямы ( Александр Энд подогнал) поработал минут 5-7 и в результате : волос из бороды режется примерно в 18мм от точки удержания.
Изображение
Пробовал снять стружку с соснового брусочка и брусочка из лиственницы .

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Застругивает тонко и кромка стойкая. После снятия стружки пробовал волос из бороды, режет но уже чуть ближе к пальцам.
Очень доволен приобретением! Спасибо за подсказку Марату и Алексею! Буду дальше осваивать суспензии нагура.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 02 дек 2015, 11:35 #18

Пробовал на своём камне четыре вида асано нагур, цусима, ботан, медзиро , тензё, кома. Кроме кома суспензия навелась от всех нагур. Заявленная твердость 4 , вполне точно указана. Буду думать про заточку бритвы и приобретении других видов асано и томо нагур.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 02 дек 2015, 11:38 #19

Наводи суспензию кома где нибудь, а потом переноси на камень.
И эта ... - цусима тоже асано?

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 02 дек 2015, 12:15 #20

Ярослав ( Oldtor) , писал так:"Но пока скажу так - единственная нагура, суспензия которой реально похожа на суспензию сланцев, это цусима, но её суспензия очень неохотно дробится, или вообще этого не делает. Кстати, в отличие от суспензии многих сланцев. но при этом чем-то похожа. http://forum.guns.ru/forummessage/224/988330-96.html пост №2418. А вообще-то надо бы разобраться, уточнить. Про кома понял. А на чем можно навести?


Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя