Накаяма (Nakayama, 中山)

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 02 дек 2015, 12:21 #21

На чём угодно твёрдом. Хоть на стекле.

Про цусима - это был небольшой стёб.
Асано - это имя мужика, который владел конторой по отбору нагур.
Потому, когда говорят асано нагуры, имеется ввиду лишь - отобранные в этой конторе.
И больше ничего.
А я просто впервые услышал (от тебя), что они ещё и цусиму отбирали.
Хотя в принципе информацией по этому поводу не владею.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 02 дек 2015, 12:24 #22

Понятно))) Надо мне учить матчасть )) чтобы не попадать в просак)))

serpopov
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 окт 2015, 18:57
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение serpopov » 20 дек 2015, 16:09 #23

redson56 писал(а):Пробовал на своём камне четыре вида асано нагур, цусима, ботан, медзиро , тензё, кома. Кроме кома суспензия навелась от всех нагур. Заявленная твердость 4 , вполне точно указана. Буду думать про заточку бритвы и приобретении других видов асано и томо нагур.

Попробуйте предварительно замочить Кома в воде минут на 5, должно помочь. Я таким образом с особо твердыми Кома-нагура поступаю, и результат меня радует.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 21 дек 2015, 00:23 #24

serpopov писал(а):Источник цитаты Попробуйте предварительно замочить Кома в воде минут на 5, должно помочь. Я таким образом с особо твердыми Кома-нагура поступаю, и результат меня радует.

Спасибо за совет! Приобрету, попробую обязательно.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 21 дек 2015, 00:27 #25

Не понял!
Ты ж писал на прошлой странице, что у тебя все нагуры есть.

Аватара пользователя
redson56
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 13:35
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение redson56 » 22 дек 2015, 00:33 #26

redson56 писал(а):Источник цитаты Пробовал на своём камне четыре вида асано нагур, цусима, ботан, медзиро , тензё, кома. Кроме кома суспензия навелась от всех нагур. Заявленная твердость 4 , вполне точно указана. Буду думать про заточку бритвы и приобретении других видов асано и томо нагур.


Просто я встречался с Александром и пробовал навести суспензию его нагурами))) А приобрел только цусиму и ботан.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 02 янв 2016, 11:16 #27

Возвращаясь к камню из самого первого поста.

Подтвердилось, что суспензия образовывается в зависимости от стали и её ТО. Простая углеродка с невысокой твёрдость выбивает из камня значительное количество суспензии, всё остальное - нет. Сколько ни работаю, камень до сих пор не выглаживается. При работе всё время слышен довольно громкий шорох. Да и руками ощущаю, что железка трётся об мелкое зерно, а не о гладкую поверхность. На сухом камне можно работать сразу, лишь побрызгав на него водичкой из пульверизатора, но в этом случае образование суспензии будет очень высоким.

Подготовил пару ножиков из гаража. Заканчивал обдирку на русском М7.

Изображение


И сразу пошёл на накаяму. Косячок из простой углеродки твёрдостью около 59 HRC. Камень несколько недель сушился. Как написано - чуть брызнул водичкой и сразу всей широкой площадью подвода залез на него. С давлением тоже не стеснялся, тут больше для вида, а не для работы. Что меня всегда удивляет, кажется, что в шламе только металлическая пыль, а самой суспензии нет. Настолько он чёрный. Ну чисто на синтетике работаешь! А вот на втором ножике из мехпилы такого эффекта уже не случилось. Более твёрдая и крепкая сталь не может выбивать столько суспензии даже из сухого камня.

Изображение


Дальше на каждом клине сделал заточные фаски тем же синтетиком М7. Сначала на косяке, потом на прямом ноже.

Изображение

Изображение


Потом на накаяму. И вот здесь уже именно то, что я хотел показать в первом топике. Тут нет доводочного режима, когда подчищаются самые мелкие шероховатости. Когда и скорость не большая и эти шероховатости визуально, как бы подтаивают при работе на камне. Здесь камень именно точит. Выявляет все косяки и самого металла и заточки. Для бритвы такое на финише уже не пойдёт. То есть для неё всё таки финальная ЗАТОЧКА, а не доводка.

Хотя ... чёрт его знает, всё таки от стали тоже многое зависит и первый пост это показал. Но так уж сложилось, что у меня этот камушек, что-то навроде бельгийца. Я его использую как раз в заточном диапазоне от тысячника до самой доводки. И он с таким широким диапазоном прекрасно справляется. Более того, в отличие от бельгийца он не режет риску (зерно отлично дробится) и значит во многих случаях он является одновременно заточным и финишным камнем.

Так же, сначала косяк, потом прямой нож.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 04 май 2016, 14:39 #28

Nakayama super-hard suita

Как понятно из названия, камень имеет твёрдость 5,5 из 5-и (супер хард) и дырочки (суита). Хотя как эта суитность определяется, ещё раз напомню, не понятно - то ли камень обязан принадлежать к определённой страте, то ли просто иметь дырочки. Во всяком случае мою твёрдую дырчатую накаяму он суитой не обозвал. Здесь же этих "су" совсем немного. Камушек реально твёрдый. За "супер" поручится не могу, но точно на твёрдую пять. Ярослав об этом камне уже немного писал на ганзе (тыц).
Фото

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Дальше хочу рассказать про расцветку и её отношение к характеристикам.

Красивый, спору нет. Но меня такие красивости больше пугают чем радуют, так как я уже давно убедился, что для японских натуральных камней самый лучший цвет - максимально однородный. У меня уже наработаны некоторые методы проверки кое-каких нюансов подобных камней и определённые правила в их использовании. Обо всё по порядку.
==========

Сначала взял небольшую нетвёрдую стамесочку и спинкой тихонечко пошоркал по камню, а сам в это время прислушивался к звуку. На середине камня, где светло-серая поверхность, звук гораздо выше по тональности и громче, чем на более тёмных участках. Почему так? ХЗ. Есть, кмк, несколько причин: зерно меньше по размеру, его больше по количеству и оно чаще "натыкано" в камне, само зерно твёрже, совокупность нескольких причин, а может вообще что-то другое.

Дальнейшая проверка - микроподвод и риски на нём. Середина камня дала почти чёрную поверхность, но при определённом освещении хорошо видны риски. Правда их "гритность" - хрен_знает_сколько_тысяч. Какие-то уж совсем минимальные значения. Плюс риска не длинная, а обрывается. Значит зёрнышки успевают ломаться, дробиться за небольшое расстояние. А вот на более тёмной поверхности ни чёрного зеркала, ни рисок нет. Блестит. Но это блестючесть от касуми. Плюс на камушке появляется еле видимый глазу чёрный шлам. Значит связка на тёмном участке мягче, чем на светло-сером. Итого, мы имеем камень с разной твёрдостью на разных участках поверхности.

Но не надо думать, что вот на этом камне прям работать совсем не возможно. Наоборот, это очень хороший камушек. Твёрдый, с явной шероховатостью, за счёт которой нагура натирается, как на напильнике. Здесь при работе нет ощущения "сливочности" (это не минус и не плюс, это его свойство), здесь постоянный тихий шорох и рукой чувствуется работа абразивных зёрнышек. А из-за его общей твёрдости разница тёмных и светлых участков нивелируется. Если конечно готовить камень и работать на нём правильно.
==========

Теория теорией, но на практике всё равно надо всё проверять. Поэтому я взял нагуру ботан и натёр её УГОЛКОМ. То есть местом, где соединяются ДВЕ плоскости. Этот приём хорошо использовать, когда нужно получить суспензию быстро, либо твёрдым с твёрдого. (Как вариант - натирать плоскостью, но делать сильный акцент на один край. Эффект тот же самый.) После такой натирки стал точить клин немки и прошлый опыт подтвердился в очередной раз - отклик камня стал не равномерным. В соседних разделах по синтетике описаны японские водники с включениями в виде точек, на которых бритва скачет, как по булыжной мостовой. В соседней теме про озуку (первого) написано тоже самое про чёрные точки. И на этой накаяме проявился такой же эффект. Он наиболее выражен не там, где переходы плавные, а где резкие. Например там, где точки другого цвета. Когда натираешь слурик уголком, создаётся слишком сильное давление на минимальной площади и на тёмных участках связки уходит больше, чем на светло-сером. В результате появляется неравномерность в плоскости и бритва все эти разнородности очень хорошо чувствует. Что бы избежать подобного на разноцветных камнях, нужно давление снижать до минимума и использовать самую большую площадь куска нагуры. Кстати, если уж получился неравномерный отклик из-за неправильной натирки или длительной работы по микроподводу, то можно подобным способом (без передоводки) вернуть камень в нормальное состояние.
==========

С огромным удивлением обнаружил, что суспензия ботан не чисто белая, а желтит. Проявилась та же ситуация, что и недавно с шинден. Попробовал медзиро - белая суспензия. Сравнения цвета проводил на самих нагурах. Так очень хорошо видны отличия в цвете. С суспензиями нагур сабж работает стандартно. Как и должен работать нормальный японский природный камень. Так же попробовал зачистить на чистом камне риски от синтетика на траме про - он справился вполне успешно.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Botanic » 04 май 2016, 16:04 #29

угум. когда ровнял низ, то тоже подумал. что чем коричневее, тем мягче. Низ ближе к 3-3+ по твердости.
По однородности - да там перепад не столь уж большой + он не резкий. Проблем не находил.
Работает тонко - тоньше натурала у меня нет. Если только байк в доводочном режиме на микроподводе.
Раньше это место занимал карасу, теперь - накаяма.

Больше меня беспокоили, как я их назвал, "крылья ангела" (это моллюск такой https://en.wikipedia.org/wiki/Pholadidae.. ну или http://img1.joyreactor.cc/pics/post/ful ... 44723.jpeg)
https://fotki.yandex.ru/next/users/asam ... 515?page=1
Изображение
Здесь у тебя видать пустоту от выпавшего такого артефакта.
Впрочем, и от них проблем не увидел.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 04 май 2016, 16:51 #30

Да Олег, про риску я написал, но "гритность" определять уже не решился. Потому и написал, что значения самые минимальные. Ну всяко тоньше одного микрометра.
Все неоднородности и дырочки в работе не мешают совсем. Вообще посторонних ощущений нет.
Камушек действительно тонкий и хороший.

На ганзе эти "крылья" появились о-о-очень давно. Кое как нашёл тот снимок.
http://forum.guns.ru/forummessage/224/7 ... 18305.html

Изображение


Или отсюда
http://micro.sakura.ne.jp/mws/t_2009_09.htm

Изображение

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 04 май 2016, 20:36 #31

Botanic писал(а):Работает тонко - тоньше натурала у меня нет. Если только байк в доводочном режиме на микроподводе.
Раньше это место занимал карасу, теперь - накаяма.


А я почему-то думал, что у тебя есть ещё какая-то накаяма сопоставимая по тонкости. Кстати, мне тоже эта понравилась больше, чем тот твой карасу, который незадолго до этой накаяма пробовал. На ней как-то более информативно что ли работается. Но, кстати, в плане достижимой тонкости работы на бритвах - на озуку дамаскус асаги у меня выходило потоньше в сопоставимых условиях. Хотя он мне "на 5 процентов" меньше понравился тактильно, чем эта накаяма. Противоречие однако)
Но Алексей прав однозначно в том, что касается окраса. Чем темнее и однороднее финишный "японец" - тем он предсказуемее. Хоть мой любимый финишник для бритв, который я для себя считаю неким "эталоном" - Накаяма Маруичи, может многим показаться слишком мега-твёрдым, он реально твёрд - 5++++ (больше я, кстати, столь твёрдых и плотных японских камней пока не встречал), и при желании может и "пилку" нарезать, но всё-таки я пока не встречал более подходящего лично мне финишера для бритв со столь гарантированным результатом, причём неважно, что с кома-нагура, что с псевдо-томо (так как от другого камня). Вот пара обзоров с ней, как раз в одном случае на префинише кома, а в другом - томо:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post374563141
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post337733645
Да, кстати, стало куда лучше, когда стал притирать этот камень на порошках до F600 - стало "воздушнее" и мягче движение, ушло чрезмерное прилипание, а качество работы не пострадало, скорее выиграло.

Изображение

Изображение

Вот даже нашёл старенькую фотку моей накаяма, ещё со штампиками:

Изображение

В притирке до F600 она ещё может дать легчайшую, даже не суспензию, а "взвесь", но недолго - её "крейсерский" режим - без выделения таковой - именно как твёрдый доводочный суперфинишник, но не со "стеклянным" а нежным по нему скольжением, характерным для "японцев". Именно то, что надо для тонкой кромки на малых углах, как по мне.
Наверное именно поэтому у меня "иммунитет" на то, чтобы бросаться с желанием купить, на японские финишеры)))

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Botanic » 04 май 2016, 20:46 #32

oldTor писал(а):Источник цитаты На ней как-то более информативно что ли работается.

она просто плотнее и тверже малость, потому из-за большей жёсткости поверхности, больше передаётся и в руку.

Не, накаям у меня 2 пока что: карасу и суита. Будет еще неведома зверюшка white plate, но она 4+ по твердости..

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 04 май 2016, 20:50 #33

Ну, значит, мой "диагноз" готов - я предпочитаю финишеры поплотнее и потвёрже) Но! Как по мне, при том при всём - карасу показался более "стеклянноватым", а суита - более "нежной" - может ошибочно, но отчасти наверное потому она мне показалась как-то ближе и понятнее.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 01 июн 2016, 18:01 #34

Nakayama karasu

Заявлен, как чистый пятёрочник, "best quality", "suitable for razor !!!!". Как по мне, так твёрдость всё же чутка поменьше, качество хорошее, но есть best-ее, а вот третье утверждение в самую точку.
Фото

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
==========


Камень у меня уже второй раз в гостях и как-то писать особо нечего было. В этот раз я его распробовал получше. Олег в прошлый раз задавал мне вопрос - есть ли в нём какая-то отличительная особенность? Карасость? Сейчас я уже могу точно сказать, особенность есть, но "карасость" здесь ни при чём. В том смысле, что мне уже попадались пару раз камни с такими свойствами и они были без чёрных пятен.

Камушек имеет тот самый шелковистый ход. Или ещё можно сравнить с проходом по сливочному маслу. Когда нет ни стеклянности, ни излишнего подлипания, а есть лишь небольшое сопротивление ходу и подпружинивание, хотя камушек в общем-то довольно твердоватый.

Самая главная его фишка в том, что на малых давлениях он становится почти безабразивным. Но это не та НЕабразивность, когда работы вообще нет, здесь очень хороший ... наверное в данном случае правильнее будет сказать не доводочный, а полирующий эффект. Изначально даже подумалось, не попал ли на него случайно какой нибудь субмикронный порошок? Уж очень напомнила работа камня подобную полировку. Но нет, точно помню, что я его притирал на стекле с КК. Суспензия самого камня, даже густо наведённая, при работе по бритве так же не оказывает сколь нибудь приличной абразивности и только заполировывает, выглаживает металл. Какого-то негативного влияния на РК она не оказывает, так что можно пользоваться не стесняясь. Все вышеприведённые свойства, делают камушек почти абсолютным основанием для использования суспензий. Наводить можно хоть что (имеется ввиду из япов) - он в процесс не вмешивается. Работает исключительно суспензия слуров. Пробовал много разных кусочков японов, эффект один - с суспензией работает суспензия, на чистом камне полировка. В принципе очень удобно для тонкой заточки и доводки.

Хотел всё это дело продемонстрировать на фото. Всё подготовил, начал класть бритву на столик и упёрся РК в объектив, под углом примерно 45. Мало этого, ещё и провёл по инерции почти половиной длины клинка. В общем не выдержала она такой боковой нагрузки. Теперь все фотки будут только после полной переточки.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 06 июн 2016, 14:50 #35

Выдалось чуть времени и я решил хотя бы на 1000-ке испорченную кромочку вывести. Сначала, как положено, полоскательными движениями снёс её, а потом на кинг хайпер выточил. Не до самого сведения, а так, что бы донышки рисок до РК чуть не доставали.

Изображение


Доводить клин до ума ни времени ни желания не было (я вообще сел только стамеску поправить), но дай думаю попробую сразу после него на карасу пущу. Навёл мало-мало суспензии кусочком яшмы (вообще минимальное количество, почти не видное глазу) и с чуть бо́льшим давлением, чем положено, повозюкал минуты три. Плюс к этому, сегодня я камень не в руках держал (как обычно), а положил на стол и придерживал бритву пальцами второй руки. За всё время суспензия почти не потемнела. Шлама не видно. Ход, отклик - всё как в предыдущих пробах. То есть полное ощущение доводочного камня. А вот поглядел в микроскоп и удивился.

Изображение


НЕабразивностью, как писал выше, тут и не пахнет. То есть на прошлых пробах такой результат (полировка) получился потому, что бритва уже была подготовлена. Ну, уже гораздо интереснее становится пробовать этот камушек. То есть помимо отличного применения в качестве основания для суспензий, можно ещё и его самого использовать. Просто к нему не совсем стандартный подход нужен. Мне уже попадались такие камушки (причём не только среди японов), когда работа самого камня сильно зависела от поверхности, которая обрабатывалась. То есть на грубом подводе получался быстрый съём, а потом, по мере уменьшения шероховатости, камешек переходил из заточного в доводочный режим.

Ради интереса немного пошоркал ножик из мехпилы. Не затачивать - убрать немного патину, образовавшуюся от лимона. В этом случае камушек стал работать уже совсем по другому. Тут и автосуспензия небольшая пошла (хотя камушек твёрдый) и чёрный шлам попёр и отклик уже стал как на мелком-мелком напильничке. Причём после примерно тридцати минут работы (ещё и после стамески пробовал) выглаживания поверхности я не заметил. Наоборот - немного выглаженный он принимает "свою" шероховатость. От металла на камне остаётся след, как от карандаша. В общем тут сабж повёл себя как настоящий хороший заточной япон.

Ну а дальше у меня наконец-то дошли руки до стамески. Клеймёна - У7, твёрдость - свежий напильник немного цепляет, а потом всё. Её немного подточить надо было, так как при работе пришлось кромочкой скрести по OSB. И снова камень показал себя немного по другому. Тут уж я сильнее удивился, потому, что по такой простенькой стали и чернота и автосуспензия выделялись уже не столь обильно, как по рапиду. Хотя по идее всё должно было быть наоборот. У стамески я лишь чуть-чуть подточил кромочку на иманиши бестер 4000 (До чего ж приятные камни делает эта фирма!), но после этого синтетика сабж уже вполне справился с рисками. Фотки не удались - зеркалит, блестит по страшной силе. Время работы - вообще какой-то мизер. Что-то около минуты на всё про всё. Вышло примерно вот так.

Изображение

Изображение


В общем потенциал у камушка есть. Не малый. Вот только тестить его нужно основательно, а не так, как я - по быстрому.

ЗЫ
И да, возвращаясь к бритве и второй фотке - очень хороший пример использования камня для проверки собственной работы. По глубине рисок можно увидеть все свои косяки. Я в принципе написал, что затачивал не в привычном для себя режиме, но такого перепада глубины рисок я не ожидал. Тут уж не скроешься - накосячил с давлением, так накосячил.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 25 июл 2016, 10:45 #36

Nakayama white plate

Камень куплен у ММ. Заявленная твёрдость 4,5. Заявленное предназначение – ножи, бритвы. Сразу скажу, что лицевая и обратная стороны камня немного разные. Рабочая сторона потвёрже и с чёрными точками-включениями. Обратная сторона гораздо однороднее визуально и помягче тактильно. Изначально она была не рабочей, с коркой, но после её обдирки эта поверхность выглядит более многообещающе, чем рабочая. Ещё на ней есть небольшие тёмные области. Этакое псевдокарасу. Будем определять лучшую сторону методом научного тыка.
Фото

Изображение

Изображение


Когда камень впервые взял в руки, пошоркал косячком по разным сторонам. Так просто, посмотреть, как он стачивает метал. Косячок не шибко твёрдый, подготовлен на среднем синтетике с подвода и на грубом со спинки. Понятно, что грубый синтетик сабж одолеть не смог, а вот после среднего кое-что получилось. Помогло этому выделение небольшого количества суспензии. Но это не удивительно при работе на нетвёрдой углеродке. Результат предсказуемый и ожидаемый. Особенно если точить по широкому подводу или по спинке. В общем простенькую сталь камушек грызёт, как зверь. Зерно тонкое, но видимо не так быстро дробится, потому, что рисок вроде и нет, но когда смотришь не в одну точку, а охватываешь всё поле зрения целиком, то вполне угадывается направление движения клинка при заточке.
==========

После небольшого баловства - там чутка поточил, тут немного пошоркал - решил попробовать на твёрдой бритве. Натёр ботан на мягкой стороне. В процессе немного передавил и на поверхности камня появились глубокие царапины. Такое бывает на камнях, когда они не очень прочные (не путать этот параметр с твёрдостью). Долго шоркаешь по стороне и потом выхватываются агломераты целыми бороздами. В данном случае это произошло (точно!) из-за большого давления, но другие камни такой вандализм выдерживают лучше. Ботан навёл густо и когда начал точить бритву, появились хрустики. Водичкой разбавил – почти ушло. Ещё чуть-чуть поработал - совсем ушло. Работал примерно минуту круговыми и минуту Х-образными (в дальнейшем этот алгоритм останется неизменным). Под микроскопом всё выглядит, как и положено после ботан. Риски типа 1000 не вывелись (бритва твердючая!), но фиг с ними, они видимо старые. А вот на определённом угле освещения видны тонюсенькие, тоньше микрона, и не длинные рисочки-царапки. То ли ботан не полностью размалывало, то ли камень свою лепту вносит, фиг знает. Размер этих рисок-царапок таков, что в принципе их можно не принимать в расчет (но гиков раздражает :) ).

Медзиро натёрлась без проблем. Абсолютно. Вообще уже который раз замечаю, что медзиро легче натирается, чем ботан, хотя по твёрдости они у меня, как и должны быть – ботан мягче, медзиро твёрже. Но тут дело скорее всего в том, что ботаном сильно разворошил поверхность камня. Алгоритм работы тот же. Изначально опять под кромочкой хрустело, потом перестало. Поверхность фаски на клинке после медзиро улучшилась (как и должно быть), а вот кромочка разлохматилась немного. Так же при определённом угле освещения видны рисочки-царапки.

Кома тоже натёрлась без проблем. Как родная. (Кстати, а может это просто каждая предыдущая нагура подготавливает поверхность для следующей?) Алгоритм тот же. Навёл немно густовато. Хрустики очень слабые, на грани восприятия. Очень приятный ход при работе на кома! Слегка тянущий, подтормаживающий. Под микроскопом: кромка выправилась, лохматость исчезла и почти совсем ушли эти чёрточки-царапки.
==========

Обратная сторона камня, которая твёрже.
Ботан. Натирал уже с осторожностью. Получилось дольше, но вполне во временных рамках. То есть сейчас я сохранил поверхность камня и это дало свои плоды. Здесь уже сразу после ботана случился тот самый приятный ход, как на обратной стороне после кома. Да и сам ботан отработал гораздо лучше. Хотя дело скорее всего не в лучшести этой стороны, а потому, что получилась работа пирамидкой. То есть сначала повышаю "гритность", затем немного возвращаюсь назад. Жаль, но короткие рисочки-царапки всё равно имеют место быть. И тут они даже слегка подлиннее. Как будто то, что их оставляет, медленнее разрушается. Скорее всего потому, что связка с этой стороны потвёрже. Здесь уже не хрустики, а щелчки. Уже не в суспензии что-то катается, а сама РК цепляется за что-то торчащее из камня. Но это всё совсем немножко и тоже на грани восприятия. То есть надо прислушиваться, причувствоваться.

Медзиро. Всё то же, что и на прошлой стороне. Натёрлось лучше ботана. Насчёт хода: там приятный после кома, здесь уже сразу после ботана, но всё таки на этой стороне он более стеклянный. Твёрдость сказывается однако. На медзиро щелчки и слышно громче и руками чувствуются сильнее. Подводы клинка выглядят лучше, но это опять же из-за работы пирамидкой (скорее всего). Рисочки-царапки есть. Забыл добавить, что в любых случаях, и на той стороне и на этой, хрустит сильнее, когда суспензия густая. Начинаешь разбавлять – становится гораздо меньше. На чистом камне, есть щелчки. Значит в самой породе есть какие-то включения. При попадании в суспензию они хрустят, на чистом камне просто щёлкают, когда их задевает железка.

Кома. То же самое. Только в этот раз я её навёл сильно поменьше и пожиже. Хрустиков сразу почти не было. Суспензия отработала чётко, кромочка ровненькая, ход приятный, чёткий, но более стеклянный.
==========

В общем я бы затруднился выбрать какую-то одну сторону. Не могу сказать, что лучше или хуже. Скорее всего обе стороны – дело вкуса. Кому-то нравится помягче, кому-то потвёрже. Чистый камушек работает уже на доводку, как и все подобные япы. К сожалению рисочки-царапки ещё немного появляются. Но надо ещё раз напомнить, что они очень маленькие, их можно не принимать в расчёт и вообще, что бы найти их – это надо приглядываться. То есть это всё мои придирки, а в заточке они мешать не будут нисколько. Но теперь точно понятно, что их оставляет камень.

Странность. Мягкая сторона в чистом виде ведёт себя более стеклянно. А должно быть наоборот. На рабочей стороне в чистом виде стеклянности меньше, трение чуть выше, но опять же пощёлкивания.
==========

Всё таки обратная (мягкая) сторона получше по отклику. Нашёл более правильное определение – она не стеклянная, она более гладкая. Всё таки на стекляшке, если налить чуть больше воды, то бритва проскользит любое расстояние, хоть 10 метров. Здесь всё равно под рукой чувствуется камушек. Тонкий, гладкий, но абразивный.
==========

Догадался на этом камушке поточить косячок, с которым занимался с чёрно-красным камнем (тыц, самые последние фотки в топике). Теперь хорошо видно то, о чём писал выше. Хотя по тонкости они лежат в одном диапазоне, но после сабжа угадывается намёк на риски. Именно это и позволило мне делать вывод, что на этой накаяме зерно твердоватое и не дробится быстро. Суспензия так же, как и при первых шорках, образовывалась достаточно активно. Но точно так же не обвально, а в небольшом количестве, что бы только получить комфорт при работе. То есть камень точно не запредельно твёрдый, а как раз такой ... удобный в эксплуатации - и нагуры натереть можно, и свою суспензию получить. Здесь он честно получает свой большой плюс. Ещё раз акцентирую - щелчков и хрустиков при заточке углеродки уже нет (даже намёка на них нет). Лицевая (твёрдая) сторона отдаёт суспензии сильно меньше

По этому самому ... эмм ... намёку на риски, на фото хорошо различима заточная фаска.

Изображение
==========

Нож рубанка. Заточен по быстрому - 28 мкм, 7 мкм, 2 мкм. Потом на сабж. Эта железка уже гораздо твёрже предыдущей, поэтому суспензии образовывается совсем мизер. Опять же, на последнем этапе много и не надо, а получившееся количество не мешает, но зато придаёт комфорт работе. Ещё добавлю, что для таких твёрдых сталей камушек годится только для самых последних этапов. Или для работы по микроподводу. Принцип "твёрдое на мягком, мягкое на твёрдом" здесь отрабатывает в полной мере. Но в данном случае у меня получилось выправить дело суспензией медзиро. Она не только натёрла суспензии, но и придала шероховатость самому камню. Не на большой срок, но достаточный, что бы почистить участок возле РК.

Изображение
==========

После этого ещё раз пробовал вытачивать бритву (более мягкую, средней твёрдости) с полным сетом нагур. Без вариантов, всё описанное выше (пробы с супензиями нагур) повторилось точь в точь. Единственное что осталось добавить, что пока РК катается на суспензии, то ни хрустов ни пощёлкиваний нет. Как только суспензию продавливаешь, всё начинается по новой. И при работе на чистом камне такой же эффект. То есть подтверждается вывод о том, что во всех этих "вкусняшках" виноват сам камень.

В общем по нескольким признакам (тонкость зерна, его не быстрое дробление, хрустики и щелчки, отличная работа с углеродкой) камень похож на серенькие среднестатистические камни от ММ. Те, которые он называет асаги. Эх, всё таки надо замахнуться на металмастера нашего ... на резюме по его камням.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 17 авг 2016, 11:05 #37

Какое-то время назад, мне досталась накаяма скромного довольно размера, чем-то похожая на мою Накаяма Маруичи 5++++, только не столь твёрдая - из неё нормально выделяется суспензия, и я имел ввиду её применения в качестве "томо-нагура" на своей основной накаяма:

Изображение

Результаты в принципе мне нравятся - немного всё иначе, чем с другими суспензиями, и чутка медленнее и труднее дробится, однако, если фаска широкая - вполне удобно, а главное, предсказуемо и повторяемо.
Вот тут освежал бритву, с совершенно изошедшей " в фольгу" кромкой и отдельными серьёзными забоями, ранее в качестве эксперимента доведённую на алмазном зерне на притире. Сначала пустил бритву на Tam'o'shanter для кое-каких проб, а далее взял свои накаяма, показать их работу и заодно проверить, насколько быстро они сумеют справиться с результатами неудачных проб на TOS. Справились. И оперативно.
Надо отметить, что суспензию я окончательно не смывал, только уменьшал её количество и под конец, разбавил как следует. Вышло не совсем так, как я обычно делаю, но меня устроило, искомый результат достигнут. Вот так выглядит результат в макро 9:1, кроп, 2мм. по горизонтали:

Изображение

И вот, с другим ракурсом и светом, поближе - 1мм. по горизонтали:

Изображение

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Botanic » 25 авг 2016, 02:37 #38

Nakayama white plate
(та же что и чуть выше viewtopic.php?p=1694#p1694):
стамеска обычная 25мм.
Паразитки есть, но за пределы нормы не выходят. Заметно лучше, чем у безродного мурасаки или даже takashima karasu от того же MM.
Хруста нет.
Стадия: совсем финиш\доводка. Тоньше на стадию (или чуть меньше), чем окудо широ суита. Много мяса вглубь не снимает.
Суспензия чернеет быстро. Зерно агрессивно работает, риску режет споро, но за это и приходится расплачиваться небольшим перепадом в размерах и появлением паразитки.
Вообще говоря, паразитка проявляется, если продавливать до поверхности камня. На суспензии все совсем неплохо.
Думаю, тут та же особенность, что и у aiiwatani от Masanori Teshiba: без суспензии начинает резать злые паразитки. Только там они еще покрупнее будут. Просто суспензию погуще и давление поменьше.

Изображение
гребаные ямки.. коррозия?
Справа глубокая риска - это я забыл камень помыть после пересыла. Абразивная гигиена прохромала в общем.

Изображение

Сначала пробовал просто с малым нажимом по суспензии, но режет агрессивно, потому все же чуть нажим усилил и пригладил.

Пытался показать, что тонкий сатин рисок виден, но отражает очень чисто.
Что получается при продавливании завтра. Что-то не выходит снять, что хочется :(
Надо видео снимать.

взял советский кухонник из нержи (42х13 ск. всего).
Но на подводах вижу все те же комки, что мне так не нравятся (были и на nashiji kiita на VG-10 - https://fotki.yandex.ru/next/users/beav ... 486?page=1). Тактильно и по тому, как быстро исчезли блики на РК - все неплохо в общем-то.
Хотя хотелось бы отклика помягче и повязче, как у okudo shiro suita. Плотноват для нержи камешек.
хруста не было, суспензию разбавлял сильно (ливанул больше рассчетного).

Альбом https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/532849/

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Botanic » 25 авг 2016, 16:26 #39

Вторая часть фото - уже последующая обработка поверхности.
В рамках текущего сообщения - все фото с одного результата.

Изображение

Диагональные риски - это то,что я обозвал паразитками. По сути, это просто чуть более глубокие риски, которые не успели вывестись.
Особого рельефа заснять не удалось.
Изображение


Пока пробовал, чуть изменил манеру работы:
скорость выше,
суспензия гуще,
добавил чуть моющего, чтобы, если паразитки были связаны с неравномерностью хода из-за жира\грязи на поверхности, убрать это,
нажим средний..чуть ниже. На малом нажиме агрессивность зерна проявляется сильнее :(
Контакт с поверхностью ощущается, но не допускал, чтобы начиналось ощущение даже намека на подтормаживания и дребезжания\подпрыгивания, как у ластика. Просто скольжение с небольшим трением, без стопорения и ощущения сопротивления\резиновости.

Изображение

Изображение
Здесь по ворсинкам заметна зеркальность поверхности:
Изображение

Рекламные фото тоже сделал
Изображение


Ну и впечатления более полно (первая версия, до сегодняшних проб)
Спойлер: Показать
Nakayama White plate
киита-альбинос.
Имеет все те же артефакты поверхности, что и накаяма суита, которые я обозвал "крыльями".
Одно "крыло" нашел.

Структура поверхности, кстати, тоже на суиту схожа: мелкие полузакрытые\полузаполненные пузырики.
Работает на 10-12КГрит.. хотя корректнее будет сказать 10+.
Зависит от количества зерна в СОЖ. Без зерна получается тоньше и выглаживания больше.
Нарезает тонкую и довольно однородную пилку.

В отличие от озуку дамаскус работает чуть более агрессивно.
В плане: озуку режет риски шире, но менее глубокие.
Визуально они лучше заметны и кажутся грубее.
На деле же рез после озуку помягче.

Что можно отметить - абразивность у него хорошая.
Это особо заметно, когда переходишь на него после проб паст субмикронных: за пару проходов вся поверхность уже в тонких рисках.
Небольшая неоднородность работы присутствует, но ничего криминального.

В общем-то неплохой камешек.
Разве что для ножей я сейчас больше люблю помягче, в радиусе 3+
-------------------
по сравнению с тем же айватани узким - этот работает пошустрее.
Все же, видимо, айватани недотягивает до 3+ по скорости.
По ровности рисок и их глубине альбинос тоже будет получше.
При наведении суспензии твердость 4+ проявляет себя, но проблем все равно нет. Если не наводить суспензию, то сама не появляется.
Если навести чуток, то в работе постепенно будет добавляться новая. По чуть-чуть, но будет.
Ход ровный без каких-либо заковык, перепадов плотности и т.д. - ровный гладкий ход.
Очень хочется его распилить под более удобный размер в 25мм. шириной, да камень жалко..
+ еще есть суиты, так что - еще есть что хотеть пилить :D

У айватани проявляется эффект:
с одной стороны, суспензия наводится легко, на уровне 3+ и не тверже.
С другой стороны, сам в работе он суспензию не стремится давать и вообще ведет себя ближе к 4+.
Раствор фейри 1 к 1му спасает, но не насовсем. Не сказать, чтобы это мешало, но это необычно и непривычно.

------------------
коричневую корку со второй стороны снял.
Видел по поперечке, что там есть однородный чуть более желтый слой.
Но он оказался не сплошным, да и все равно лезет паразитная риска. Работать - работает, но по внеш виду подводов это уже на уровне камней от 330-го.
Поперечка работает нормально, так что пилить передумал.
Неплохо работает и по опинелю из нержи и по VG-10. Хотя последнюю грызет скорее удовлетворительно, чем хорошо. Но по японам лучше пока и не встречалось.
За что нравится:
суспензию из него получить не проблема,
тактильно гладкий, ход ровный,
работает достаточно однородно и быстро.
Для обычного перехода с вашиты он тонковат, зато после стадии 6-8 будет весьма кстати.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 21 дек 2016, 11:26 #40

Не так часто встречаются японские природники, которые весьма удачны по высокохромистым сталям, причём, чтобы и по "обычным нержавейкам", и по порошковым сталям.
Однако, у меня такой камушек есть, и, что удивительно, это довольно твёрдый камень, Накаяма, 5-ка:

Изображение

Отдельно стОит отметить, что при работе по очень узеньким микрофаскам, шириной порядка 10-20мкм, камушек способен и выделять суспензию при работе, и тем активнее, естественно, чем с более грубой шероховатости предыдущего этапа, выполнен переход на него.
Приведу два примера таких микрофасок, выполненных вручную, кстати. Первый пример - сталь elmax, выполнение микрофаски, после водника касуми 8000 грит, ширина микрофаски ~10-15 мкм., по горизонтали - 1,3мм.:

Изображение

И второй пример - aus-8, микрофаска шириной ~20мкм, выполнена после ИСМ м10, по горизонтали - 2,5мм.:

Изображение


Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя