Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Модератор: aptekar113
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
В данной теме, предлагаю размещать обзоры и отчёты о природных камнях для заточного и финишного этапа бритв, которые можно считать "мягкими" или "условно мягкими" - т.е. мягкие сланцы, легко дающие собственную суспензию в процессе работы (или доведённые таким образом), японские камни, твёрдостью ДО 5., и так далее.
Для начала, отмечу, что "мягкость" камня, не обозначает обязательно повальное образование густой суспензии - достаточно есть камней, твёрдостью порядка 3+ и 4, которые, будучи притёрты на собственной суспензии, после первых пары применений, дают собственную суспензию только если к этому приложить специальные усилия (характером движений и нажима на малом участке камня), или её можно выделить с помощью более плотного слурика.
Что остаётся от мягкости камня в таком варианте работы?
Если камень удачный и имеет достаточно мелкую и однородную структуру, от этой мягкости, получаем аккуратность и щадящий для нежной кромки бритвы режим обработки, а также скорость таковой.
В качестве примера, приведу свой обзор, аж годичной давности, Айватани (Aiiwatani, 相岩谷) от
от Масанори Тешибы:
"Ну вот теперь мне кажется я сделал максимум, что можно ожидать от этого камня. Он доведён до F800 и выглажен от проб, подзеркаливает, свою суспензию при работе не выделяет. Принудительно наводил суспензию (кстати, наводится всё равно очень легко) кусочком твёрдой накаяма.
Бритва ранее была тонкодоведена, т.е. поверхность и кромка были заведомо тоньше и глаже, чем может дать этот камень.
Результаты отличаются от предыдущих, но общая динамика та же - на суспензии всё аккуратненько, но есть тенденция к микрозамятиям на самой кромке, которые дальнейшая работа на чистом камне не выправляет - не хватает твёрдости, но и не стачивает - не хватает опять-таки твёрдости и более чёткой, не скажу агрессивной, а именно чёткой, абразивной способности. Однако, проблем с неоднородностью работы уже почти нет - отчасти мне он напомнил.... атипичного бельгийца, как ни странно.
Сделал три более-менее удачных фото - на первом результат после суспензии, на втором - результат после чистого камня, после работы на суспензии, и третье - результат чистого, но в ином слегка ракурсе и совсем другой постановке света - макро 8:1, фото кликабельны до 100% развёртки:
Как можно видеть по кавернам - удалось сфотать всё на одном и том же практически участке бритвы.
Вообще результат недурён - кромка вполне годная для финиша бритвы, что получить на столь мягком камне, вообще-то обычно непросто. Но всё же напрашивается далее финишировать на чём-то более плотном и твёрдом. А так - камень удивил, да.
P.S. Вообще особо тонко его строго говоря и не притрёшь - в какой-то момент он всё равно начинает притираться на собственной суспензии. Так что сделать поверхность "тоньше" скорее получается, выделяя суспензию достаточно плотным тонким камушком, который в процессе выделения таковой из айватани чуть успевает её раздробить, наверное, и пригладить поверхность камня."
Однако, это не первая его проба была, и поначалу, мне не удавалось получить столь чистенький результат - все обзоры и ссылки на обзоры по двум Айватани, можно посмотреть тут:
http://myabrasive.ru/forum/vie...c9c3f5565c1ba3c
Далее, усвоив ещё тогда, что даже камень 3+, способен дать чистенький финиш бритвы, я стал пробовать и другие камни в таком качестве.
Например, Awasedo от "Рубанков", твёрдость которого я условно могу обозначить, как 4.:
http://myabrasive.ru/forum/vie...c9c3f5565c1ba3c
Обзоров по именно финишному применению его на бритве, как оказалось, я не публиковал, восполняю этот пробел сейчас.
Собственно, я уже писал про этот камень, что:
"Для чего этот камень служит и подходит.
Для заточки углеродистых сталей на ножах, от мягеньких до 63-64 HRC, быстрой правки до впечатляющей резучей остроты, но также может быть использован для заточки бритв, с применением суспензии мягковатых нагура и своей собственной - этого момента коснусь далее подробно.
Первое что сложно лично для меня - это обозначить его твёрдость. И твёрдость ни о чём не скажет, как это часто бывает. Камень мягок, но плотен - так будет вернее. Т.е. сам суспензию не даст (при разумном давлении при работе) и если выделить её чуть-чуть, до лёгкой мутноватости воды, это количество её и будет работать - очень удобно. Однако если выделить чуть погуще, то автовыделение будет происходить.
На бритвах я часто использую на нём суспензию тех нагура, что помягче, в основном тэнзё и медзиро, предварительно смочив их водой - несколькими лёгкими движениями выделяется из нагура немного суспензии, и она одного порядка с суспензией самого камня, к выделению которой её наличие на камне приводит вскоре после начала работы. Если далее, камень лишь споласкивать но не тереть под водой, то некоторое количество суспензии на нём остаётся и способствует дальнейшему автообновлению её."
Также, пробы по бритвам этого камня без применения нагура, показали, что после отработки на нём порции его собственной суспензии, и далее работы на чистом, тщательно отмытом от остатков его собственной суспензии, можно получить весьма недурной финиш бритв, причём как из мягковатой, так и очень твёрдой углеродки, дающий комфортное и очень чистое бритьё - макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:
Однако не все мягкие камни, способны давать такой результат на бритве, много зависит от экземпляра.
Однако, от экземпляра зависит много и в случае с более твёрдыми камнями, да и вообще - с любыми! А подобные результаты на достаточно бюджетных японских камнях, меня убедили, что поиск в этом направлении имеет свой смысл. В любом случае - такой поиск, в практике заточки, очень много, я считаю, добавляет к пониманию того, как и что работает, повышает уровень умения затачивать и доводить, обращаться с камнями и учиться использовать их возможности, не следовать слепо каким-либо стереотипам.
Для начала, отмечу, что "мягкость" камня, не обозначает обязательно повальное образование густой суспензии - достаточно есть камней, твёрдостью порядка 3+ и 4, которые, будучи притёрты на собственной суспензии, после первых пары применений, дают собственную суспензию только если к этому приложить специальные усилия (характером движений и нажима на малом участке камня), или её можно выделить с помощью более плотного слурика.
Что остаётся от мягкости камня в таком варианте работы?
Если камень удачный и имеет достаточно мелкую и однородную структуру, от этой мягкости, получаем аккуратность и щадящий для нежной кромки бритвы режим обработки, а также скорость таковой.
В качестве примера, приведу свой обзор, аж годичной давности, Айватани (Aiiwatani, 相岩谷) от
от Масанори Тешибы:
"Ну вот теперь мне кажется я сделал максимум, что можно ожидать от этого камня. Он доведён до F800 и выглажен от проб, подзеркаливает, свою суспензию при работе не выделяет. Принудительно наводил суспензию (кстати, наводится всё равно очень легко) кусочком твёрдой накаяма.
Бритва ранее была тонкодоведена, т.е. поверхность и кромка были заведомо тоньше и глаже, чем может дать этот камень.
Результаты отличаются от предыдущих, но общая динамика та же - на суспензии всё аккуратненько, но есть тенденция к микрозамятиям на самой кромке, которые дальнейшая работа на чистом камне не выправляет - не хватает твёрдости, но и не стачивает - не хватает опять-таки твёрдости и более чёткой, не скажу агрессивной, а именно чёткой, абразивной способности. Однако, проблем с неоднородностью работы уже почти нет - отчасти мне он напомнил.... атипичного бельгийца, как ни странно.
Сделал три более-менее удачных фото - на первом результат после суспензии, на втором - результат после чистого камня, после работы на суспензии, и третье - результат чистого, но в ином слегка ракурсе и совсем другой постановке света - макро 8:1, фото кликабельны до 100% развёртки:
Как можно видеть по кавернам - удалось сфотать всё на одном и том же практически участке бритвы.
Вообще результат недурён - кромка вполне годная для финиша бритвы, что получить на столь мягком камне, вообще-то обычно непросто. Но всё же напрашивается далее финишировать на чём-то более плотном и твёрдом. А так - камень удивил, да.
P.S. Вообще особо тонко его строго говоря и не притрёшь - в какой-то момент он всё равно начинает притираться на собственной суспензии. Так что сделать поверхность "тоньше" скорее получается, выделяя суспензию достаточно плотным тонким камушком, который в процессе выделения таковой из айватани чуть успевает её раздробить, наверное, и пригладить поверхность камня."
Однако, это не первая его проба была, и поначалу, мне не удавалось получить столь чистенький результат - все обзоры и ссылки на обзоры по двум Айватани, можно посмотреть тут:
http://myabrasive.ru/forum/vie...c9c3f5565c1ba3c
Далее, усвоив ещё тогда, что даже камень 3+, способен дать чистенький финиш бритвы, я стал пробовать и другие камни в таком качестве.
Например, Awasedo от "Рубанков", твёрдость которого я условно могу обозначить, как 4.:
http://myabrasive.ru/forum/vie...c9c3f5565c1ba3c
Обзоров по именно финишному применению его на бритве, как оказалось, я не публиковал, восполняю этот пробел сейчас.
Собственно, я уже писал про этот камень, что:
"Для чего этот камень служит и подходит.
Для заточки углеродистых сталей на ножах, от мягеньких до 63-64 HRC, быстрой правки до впечатляющей резучей остроты, но также может быть использован для заточки бритв, с применением суспензии мягковатых нагура и своей собственной - этого момента коснусь далее подробно.
Первое что сложно лично для меня - это обозначить его твёрдость. И твёрдость ни о чём не скажет, как это часто бывает. Камень мягок, но плотен - так будет вернее. Т.е. сам суспензию не даст (при разумном давлении при работе) и если выделить её чуть-чуть, до лёгкой мутноватости воды, это количество её и будет работать - очень удобно. Однако если выделить чуть погуще, то автовыделение будет происходить.
На бритвах я часто использую на нём суспензию тех нагура, что помягче, в основном тэнзё и медзиро, предварительно смочив их водой - несколькими лёгкими движениями выделяется из нагура немного суспензии, и она одного порядка с суспензией самого камня, к выделению которой её наличие на камне приводит вскоре после начала работы. Если далее, камень лишь споласкивать но не тереть под водой, то некоторое количество суспензии на нём остаётся и способствует дальнейшему автообновлению её."
Также, пробы по бритвам этого камня без применения нагура, показали, что после отработки на нём порции его собственной суспензии, и далее работы на чистом, тщательно отмытом от остатков его собственной суспензии, можно получить весьма недурной финиш бритв, причём как из мягковатой, так и очень твёрдой углеродки, дающий комфортное и очень чистое бритьё - макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:
Однако не все мягкие камни, способны давать такой результат на бритве, много зависит от экземпляра.
Однако, от экземпляра зависит много и в случае с более твёрдыми камнями, да и вообще - с любыми! А подобные результаты на достаточно бюджетных японских камнях, меня убедили, что поиск в этом направлении имеет свой смысл. В любом случае - такой поиск, в практике заточки, очень много, я считаю, добавляет к пониманию того, как и что работает, повышает уровень умения затачивать и доводить, обращаться с камнями и учиться использовать их возможности, не следовать слепо каким-либо стереотипам.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Из мягких именно сланцев, в моём арсенале, сопоставимых с вышеуказанным awasedo по твёрдости\мягкости\плотности, особенностям выделения им и из него суспензии - назову, например, тюрингский шифер, о котором делал обзор тут:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post400390685/
Или тут:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=19
пост 5.
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post400390685/
Или тут:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=19
пост 5.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Мне кажется, лукаск тоже сюда можно вставить. Тоже довольно мягкий камень использующийся для доводки.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Да, совершенно согласен.:
viewtopic.php?f=14&t=27&start=40
пост 46.
Или тут:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post402740078/
viewtopic.php?f=14&t=27&start=40
пост 46.
Или тут:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post402740078/
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Ну, и, конечно, добавил бы сюда:
正本山剃刀砥 shouhonyama kamisori toisi:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post369951553/
При случае, выложу и примеры работ на этом камне.
正本山剃刀砥 shouhonyama kamisori toisi:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post369951553/
При случае, выложу и примеры работ на этом камне.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Изначально написано Komimort:
Мой первый камень, на котором заточил нормально бритву был старый желтый бельгиец. Твердым его уж точно не назовешь, по японским меркам 3-4.
У меня первый хороший природник именно для бритв - тоже был Yellow coticule.
Я их перепробовал немало, и современных и старинных, реально твёрдых - попадалось очень немного, и в основном - годными для финиша оказывались не самые твёрдые, работающие нежнее. Ну а те, что не шли на финиш - шикарно подходили для заточки бритв - скорость изумительная и довольно хорошая чистота обработки, иногда очень хорошая. Но и не удивительно - это как раз традиционные, по-настоящему, камни для бритв, и в специальной литературе, как таковые, упоминаются, как минимум с 18-го столетия.
Собственно, конечно тут напрашивается и упоминание о Blue Belgian - в "обычном применении", с собственной суспензии или грубовато притёртым - как один из лучших "переходных" сланцев от этапа работы на искусственных водниках к более тонким, финишным природным камням, ну и, в определённой подготовке и качестве - способный на очень хороший финиш.
Это если говорить про современные. А старинные, синие бельгийцы попадаются значительно более плотные, потвёрже, иногда весьма твёрдые, хотя и ниже чем "5-ки"-японцы. Прямая область таких бельгийцев - префиниш\финиш. Слои синего и жёлтого бельгийца на границе этих двух пород - многие отмечают, как особо интересные в плане соотношения скорости и тонкости работы - правда, мне такие довелось попробовать немного - всего 3 штуки, чтобы именно на границе слоёв породы. Но мне очень понравилось - действительно крайне интересно и удобно работать.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
В свете последних споров.
Попробовал сегодня (уже нарочно) немного вандально поработать с бритвой на мягких камнях. Не втыкался на весь вечер, а так, понемногу на каждом. Брал шобу, маруояму, белую суиту безродную и ещё одного мягкого камушка. Ни разу (НИ РАЗУ!) мне не удалось даже близко приблизиться к случаю "зарыться в камень". Не понимаю я, как можно это сделать затачивая бритву? Повторяю - работал вандально!
По следующему тезису - "Мягкий камень постоянно даёт суспензию и она заваливает кромку". Опять же, во всех четырёх случаях надавливая больше положенного, суспензию получить не удалось. Ну никак! Брал слурик, делал пару шорков и суспензии хоть отбавляй. Самостоятельно - никак. Хотя вру, есть вариант - при слабой увлажнённости может образоваться некое количество. Но его не хватает для автообразования суспензии. Камни-то мягкие, вода быстро впитывается и как только чуть сбрызнул, старая суспензия размешалась, а процесс автозапуска не начался. В общем и здесь меня постигла неудача (неудача?).
Кстати, после всех этих камней, волос вполне нормально цепляется РК. То есть говорить о заваливании кромки (катастрофическом) нельзя. Более того, если есть микроскопический заусенец, то мягкий камень (тем более с минимальный количеством суспензии) уберёт его без последствий.
В общем в очередной раз подтвердился тезис, что точит не камень а человек.
И если голова есть, то камень будет работать не как подразумевается теоретицки, а как хочется нам.
Попробовал сегодня (уже нарочно) немного вандально поработать с бритвой на мягких камнях. Не втыкался на весь вечер, а так, понемногу на каждом. Брал шобу, маруояму, белую суиту безродную и ещё одного мягкого камушка. Ни разу (НИ РАЗУ!) мне не удалось даже близко приблизиться к случаю "зарыться в камень". Не понимаю я, как можно это сделать затачивая бритву? Повторяю - работал вандально!
По следующему тезису - "Мягкий камень постоянно даёт суспензию и она заваливает кромку". Опять же, во всех четырёх случаях надавливая больше положенного, суспензию получить не удалось. Ну никак! Брал слурик, делал пару шорков и суспензии хоть отбавляй. Самостоятельно - никак. Хотя вру, есть вариант - при слабой увлажнённости может образоваться некое количество. Но его не хватает для автообразования суспензии. Камни-то мягкие, вода быстро впитывается и как только чуть сбрызнул, старая суспензия размешалась, а процесс автозапуска не начался. В общем и здесь меня постигла неудача (неудача?).
Кстати, после всех этих камней, волос вполне нормально цепляется РК. То есть говорить о заваливании кромки (катастрофическом) нельзя. Более того, если есть микроскопический заусенец, то мягкий камень (тем более с минимальный количеством суспензии) уберёт его без последствий.
В общем в очередной раз подтвердился тезис, что точит не камень а человек.
И если голова есть, то камень будет работать не как подразумевается теоретицки, а как хочется нам.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Совершенно согласен. По-моему это просто "страшилки" и притянутые за уши предположения от не умеющих или не имеющих опыта работы с подобными камнями, и просто теоретизирующих на пустом месте, для того, чтобы любым способом поддержать свои идеи, не имеющие общего с нормальной практикой.
P.S. Про камни, которые исходят на суспензию в процессе и"капитально валят кромку" - по-моему, писавший такое - имел опыт с _искусственными водниками_ - среди них, особенно грубых - для начального этапа заточки бритв, такие есть. Но и на них, нормально можно проточить без капитального завала и уж тем более, не врезаясь в камень. Да и отношения к практике заточки на природниках это прямого - не имеет.
P.S. Про камни, которые исходят на суспензию в процессе и"капитально валят кромку" - по-моему, писавший такое - имел опыт с _искусственными водниками_ - среди них, особенно грубых - для начального этапа заточки бритв, такие есть. Но и на них, нормально можно проточить без капитального завала и уж тем более, не врезаясь в камень. Да и отношения к практике заточки на природниках это прямого - не имеет.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
А "мягкий" это как мой Акапин или тверже?
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Потвёрже были камни.
Но акапина это тоже касается.
Правда он реально мягкий, поэтому на нём суспензии немного будет образовываться само собой.
Однако, если ему не давать высыхать (он быстро впитывает), то вполне нормально использовать для заточки.
На нём так же можно заточить бритву для цепляния волоса.
К тому же зерно у него ну о-очень хорошо дробится.
Если уж на самом себе риска не очень выражена, то при работе его суспензии на твёрдом камне, он (акапин) будет шикарной томо-нагурой.
Но акапина это тоже касается.
Правда он реально мягкий, поэтому на нём суспензии немного будет образовываться само собой.
Однако, если ему не давать высыхать (он быстро впитывает), то вполне нормально использовать для заточки.
На нём так же можно заточить бритву для цепляния волоса.
К тому же зерно у него ну о-очень хорошо дробится.
Если уж на самом себе риска не очень выражена, то при работе его суспензии на твёрдом камне, он (акапин) будет шикарной томо-нагурой.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Да, подумалось, что к сабжу можно отнести и стационарную ботан нагура - явно не 5-ка) - по ссылке обзор её работы на бритве:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post379058484/
Ну, и, откровенно заточный, максимум префиниш, мягкий Llyn Idwal - пост #2 вот тут:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=160
В общем, набирается целая куча примеров постепенно.
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post379058484/
Ну, и, откровенно заточный, максимум префиниш, мягкий Llyn Idwal - пост #2 вот тут:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=160
В общем, набирается целая куча примеров постепенно.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Вот в очередной раз применил 正本山剃刀砥 shouhonyama kamisori toisi:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post369951553/
Перед этим камнем, подточил бритву на Sigma power select II 10000 grit (наконец получив на ней приличный результат на бритве - работает она грубовато для своих 10000 грит и может прорезать кромку, но если работать очень аккуратно, то можно получить кромку вполне нормальную- тут я спецом взял этот водник, чтобы было наглядное сравнение с "4-кой"). Макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:
Ну и взял этого японца - твёрдость примерно 4, по особенностям работы этого камня есть в ссылке выше. Работал на камне, выделив из него суспензии более плотным слуриком, и на суспензии же заканчивал:
Затачивает очень быстро, риска мельче вышеуказанных 10000 грит" на сигме, кромка намного однороднее. А дальше, завершая работу на этом камне, если не давить и работать "не продавливая" суспензию, предупреждая подлипание фаски к камню, и так, чтобы под фаской постоянно была "подушка" из суспензии, то под конец, можно получить и фаски и кромку без завала, и аккуратненькую однородную кромочку - можно даже и после неё идти сразу на ремень:
Ну, или смыть суспензию, и сделать проходов по 10-15 на сторону на чистом камне, или взять более твёрдый финишник для того же - это уже кому что нравится, плюс поправка на поведение конкретной бритвы.
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post369951553/
Перед этим камнем, подточил бритву на Sigma power select II 10000 grit (наконец получив на ней приличный результат на бритве - работает она грубовато для своих 10000 грит и может прорезать кромку, но если работать очень аккуратно, то можно получить кромку вполне нормальную- тут я спецом взял этот водник, чтобы было наглядное сравнение с "4-кой"). Макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:
Ну и взял этого японца - твёрдость примерно 4, по особенностям работы этого камня есть в ссылке выше. Работал на камне, выделив из него суспензии более плотным слуриком, и на суспензии же заканчивал:
Затачивает очень быстро, риска мельче вышеуказанных 10000 грит" на сигме, кромка намного однороднее. А дальше, завершая работу на этом камне, если не давить и работать "не продавливая" суспензию, предупреждая подлипание фаски к камню, и так, чтобы под фаской постоянно была "подушка" из суспензии, то под конец, можно получить и фаски и кромку без завала, и аккуратненькую однородную кромочку - можно даже и после неё идти сразу на ремень:
Ну, или смыть суспензию, и сделать проходов по 10-15 на сторону на чистом камне, или взять более твёрдый финишник для того же - это уже кому что нравится, плюс поправка на поведение конкретной бритвы.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Продолжая изыскания в области финиша бритв на относительно мягких камнях, опять вернулся к Awasedo от "Рубанков", про который писал в этой теме ранее. Всё-таки потрясающе, как стереотипы и на меня в своё время повлияли, что я не работал в эту сторону раньше столь подробно. В общем - стереотипы - зло. надо всё пробовать самому и учиться. Если кто-то говорит, что на каких-то камнях что-то делать "нельзя" - нельзя только одно - принимать что-либо на веру. Что касаемо обработки каких-нибудь "зверских" сталей на каких-либо камнях, что касаемо области применения в плане этапа обработки инструмента.
Восстанавливал очередную бритву - опять попалась Wade&Butcher, чему я очень обрадовался.
Заточку делал на Гриндермановском 600МС, а далее сразу взял Awasedo - сначала с суспензией какого-то грубоватого кремнистого сланца, затем с суспензией тэнзё нагура и под конец - выделил его собственной суспензии кусочком доведённой керамики и постепенно разбавляя, работал на ней. Получилось дольше обычного, ибо надо было убирать риски от 600MC, но зато получилось просто замечательно - для камня "4-ки" - просто очень даже. Направил на чистом самопальном ремне из лошадки и побрился - мне понравилось.
Единственно, я люблю чуть более выраженный зубчик на кромке, однако смахивания неровностей кожи, характерных для такой гладенькой кромки не произошло, хотя ощущение что вот ещё чуть-чуть и было бы. Главное - я удивлён насколько чисто удалось обработать бритву на этом камне по сравнению с прошлым примером, не говоря уже о более ранних, когда я его применял только для этапа тонкой заточки.
Что изменилось? Ну да, опыта конечно набралось, но и камень и суспензии с которым его применял - всё те же, бритв этого производителя я затачивал много, у меня и свои такие есть, так что тоже ничего нового... Выходит, главным было плюнуть на этот дурацкий стереотип, что "4-ки мягковаты для доводки бритвы"...
Вот так выглядит результат доводки - тут уже после направки на коже - макро 9:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
Восстанавливал очередную бритву - опять попалась Wade&Butcher, чему я очень обрадовался.
Заточку делал на Гриндермановском 600МС, а далее сразу взял Awasedo - сначала с суспензией какого-то грубоватого кремнистого сланца, затем с суспензией тэнзё нагура и под конец - выделил его собственной суспензии кусочком доведённой керамики и постепенно разбавляя, работал на ней. Получилось дольше обычного, ибо надо было убирать риски от 600MC, но зато получилось просто замечательно - для камня "4-ки" - просто очень даже. Направил на чистом самопальном ремне из лошадки и побрился - мне понравилось.
Единственно, я люблю чуть более выраженный зубчик на кромке, однако смахивания неровностей кожи, характерных для такой гладенькой кромки не произошло, хотя ощущение что вот ещё чуть-чуть и было бы. Главное - я удивлён насколько чисто удалось обработать бритву на этом камне по сравнению с прошлым примером, не говоря уже о более ранних, когда я его применял только для этапа тонкой заточки.
Что изменилось? Ну да, опыта конечно набралось, но и камень и суспензии с которым его применял - всё те же, бритв этого производителя я затачивал много, у меня и свои такие есть, так что тоже ничего нового... Выходит, главным было плюнуть на этот дурацкий стереотип, что "4-ки мягковаты для доводки бритвы"...
Вот так выглядит результат доводки - тут уже после направки на коже - макро 9:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Попробовал и я поработать на своем shohonyama awase do с мягкой тёндзе нагура с целью финишировать бритву.
увеличение 200х Твердость камня полагаю около 3,5
Опыты проводил на немце ERN и японце Kikuboshi.
Сначала навел суспензию нагуры и работал порядка десяти минут.Спокойно,размеренно, не торопясь.
Суспензия светленькая,работает активно, темнеет достаточно быстро. Но подозреваю, что к ней подмешивается суспензия самого камня.
РК после работы с нагурой.
Затем вымыл камень и твердой кома нагурой поднял суспензию самого камня и отработал на ней такое же количество времени и на чистый камень 30 проходов.
Попробовал побриться и той и другой. Если немка озадачила довольно приятным мягким резом(что для нее станно ),то японка отказалась брить почти совсем...в основном подбородок выбрить не смог нормально.
Поэтому ушел на твердую накаяму и довел просто на чистом камне.
Получилось так.
Как вывод сделал для себя то,что всеж финишировать бритву на мягких япнатах ( тех,что есть у меня )не стоит.
Прекрасный префиниш.
Но не зарекаюсь,что через некоторое время руки повыпрямятся и смогу выжать что то большее.
Заранее прошу прощения за такие фото...да и рассказчик то из меня не очень.
С уважением.
увеличение 200х Твердость камня полагаю около 3,5
Опыты проводил на немце ERN и японце Kikuboshi.
Сначала навел суспензию нагуры и работал порядка десяти минут.Спокойно,размеренно, не торопясь.
Суспензия светленькая,работает активно, темнеет достаточно быстро. Но подозреваю, что к ней подмешивается суспензия самого камня.
РК после работы с нагурой.
Затем вымыл камень и твердой кома нагурой поднял суспензию самого камня и отработал на ней такое же количество времени и на чистый камень 30 проходов.
Попробовал побриться и той и другой. Если немка озадачила довольно приятным мягким резом(что для нее станно ),то японка отказалась брить почти совсем...в основном подбородок выбрить не смог нормально.
Поэтому ушел на твердую накаяму и довел просто на чистом камне.
Получилось так.
Как вывод сделал для себя то,что всеж финишировать бритву на мягких япнатах ( тех,что есть у меня )не стоит.
Прекрасный префиниш.
Но не зарекаюсь,что через некоторое время руки повыпрямятся и смогу выжать что то большее.
Заранее прошу прощения за такие фото...да и рассказчик то из меня не очень.
С уважением.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Спасибо за обзор!
ERN которые я пробовал - были довольно "жёсткие" в бритье и очень твёрдые - вообще многие это отмечают. Думаю, на немке получился мягкий рез именно в силу того, что сработал тезис "мягкое точим на твёрдом, твёрдое на мягком". Почему не сработало с японкой - кто его знает... факторов много, может именно этой бритве такой вариант в принципе не подходит...
С уважением.
ERN которые я пробовал - были довольно "жёсткие" в бритье и очень твёрдые - вообще многие это отмечают. Думаю, на немке получился мягкий рез именно в силу того, что сработал тезис "мягкое точим на твёрдом, твёрдое на мягком". Почему не сработало с японкой - кто его знает... факторов много, может именно этой бритве такой вариант в принципе не подходит...
С уважением.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
"Дело в том, что камень для бритв, как верно было замечено, должен отличаться крайней однородностью - и вот это первое качество, которое ничем не заменить."
Золотые слова. И сам стал потихоньку приходить к данному выводу. Вот и мой камушек однороден до совершенства. Мягкий,шелковый, с одинаковым откликом по всей поверхности.
Золотые слова. И сам стал потихоньку приходить к данному выводу. Вот и мой камушек однороден до совершенства. Мягкий,шелковый, с одинаковым откликом по всей поверхности.
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Затачивал вчера бритву Hilger & Sons (Hilger & Söhne, Remscheid, Germany). Бритва потрясающе тонко сведена, очень звонкая. Заточка - синтетик м7 и далее Авасето, купленный когда-то в "Рубанках" за примерно 2000р., упоминаемый в заглавном посте. Сначала с суспензией тэнзё, затем чистый.
Ширина фасок бритвы - всего 160мкм., думал что по такой узкой, камушек сработает слишком грубо, однако нет - получилось и очень быстро и очень тонко. Женский некрашеный волос легко режет в 20-30мм. от точки удержания вне зависимости от того, держать волос корнем к себе или от себя. Бритьё шикарнейшее и комфортнейшее, после бритья бритва проходит тест на рез волоса так же - ничего не изменилось. Очень доволен бритвой! Собственно, хотелось выяснить, получится ли комфортный в бритье финиш на этом камне при таком малом пятне контакта - удалось.
А сегодня выполнял правку бритвы G.Meyers & Son, Sheffield на этом Авасето с его собственной суспензией и далее на чистом. Бритва весьма удачная, получилось очень чистенько и тонко, и при том быстро.
Микрофото с объективом Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 12.5x/0.25 Microscope objective. кроп, 1,5мм. по горизонтали:
Finish sharpening оf razor. Awasedo
Ширина фасок бритвы - всего 160мкм., думал что по такой узкой, камушек сработает слишком грубо, однако нет - получилось и очень быстро и очень тонко. Женский некрашеный волос легко режет в 20-30мм. от точки удержания вне зависимости от того, держать волос корнем к себе или от себя. Бритьё шикарнейшее и комфортнейшее, после бритья бритва проходит тест на рез волоса так же - ничего не изменилось. Очень доволен бритвой! Собственно, хотелось выяснить, получится ли комфортный в бритье финиш на этом камне при таком малом пятне контакта - удалось.
А сегодня выполнял правку бритвы G.Meyers & Son, Sheffield на этом Авасето с его собственной суспензией и далее на чистом. Бритва весьма удачная, получилось очень чистенько и тонко, и при том быстро.
Микрофото с объективом Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 12.5x/0.25 Microscope objective. кроп, 1,5мм. по горизонтали:
Finish sharpening оf razor. Awasedo
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
В рамках темы, дам ссылку на обзор заточки опытного образца бритвы от Иван-3 с финишем на достаточно мягком камушке:
viewtopic.php?f=15&t=516
viewtopic.php?f=15&t=516
Мягкие природные камни, для заточки и финиша опасных бритв.
Часто мне задают вопрос о том, каким образом финишировать бритву на бельгийском синем сланце (BBW). Несмотря на то, что я подробно описывал, как это делается, например вот тут:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=229
у меня создалось впечатление, что стоит акцентировать внимание ещё на одном аспекте, помимо упомянутых в первом посте темы по ссылке.
Вдобавок к сказанному там, отмечу ситуации, когда попытка доводки скорее всего не увенчается успехом за вменяемое время:
Поскольку в чистом виде или с настолько ничтожным количеством и консистенцией суспензии, появляющейся в процессе работы, что вода максимум чуть мутновата и текучесть её не изменилась хоть сколько-нибудь заметна, подобный BBW новодельный (я имею в виду добывавшиеся и продававшиеся новые в конце 2000-ных и по, скажем, 2014 год - позднее не знаю, уже не пробовал) работает на выглаживание, и сколько-нибудь заметно не снимает, и кромку не дерёт, то, как я показывал и рассказывал в тексте по ссылке, довести на нём прекрасно можно.
Однако, если работать по бритве, перед тем обработанной на достаточно мягком камне, или на том же самом BBW, но с густой суспензией или просто на грубовато притёртом, то успешно выполнить доводку будет трудно. Особенно для неопытного пользователя, и тем более, не пользующегося оптическим контролем серьёзнее, чем лупа, так как проконтролировать происходящее и найти ошибку, понять динамику происходящего - не получится. Как показывает практика, без достаточно хорошей оптики, человек часто не в состоянии даже вовремя оценить того, что изолента на обушке у него истирается быстро даже на работающем на выглаживание BBW и чем дальше он работает, даже в течение 2-3-х минут, тем дальше от кромки у него происходит обработка, а если он и заметит, что кромка не становится острее, то непроизвольно может и прибавить давления, тем самым заполучив работу ещё дальше от РК - как следствие, фаску можно доработать до поверхности сильно "зеркалящей", но так и не получить прироста остроты.
При том, есть люди, которые и не пользуются вообще (или со временем им это уже стало не нужно) оптическим контролем, и получают прекрасный результат. Но - это обычно люди, которые обладают достаточным опытом и не только внимательно слушавшие и читавшие, что им говорили более опытные коллеги, но и применившие это на практике. А это, как ни странно - довольно редкое явление. У многих, когда случается затык и они задают вопросы, получив ответ, начинается недовольное "ну я это и так знаю". Но разобравшись как следует, выясняется, что знать-то знали, а вот применять, а чтобы применять, надо ещё и научиться контролировать свои действия и видеть как какие из них влияют на процесс - вот с этим-то у них проблема. Зато уже объявления публикуют, что "затачивают под заказ"). Но в сторону лирику, вернёмся конкретно к применению BBW в качестве финишника.
Как многократно говорилось, доводка выполняется тогда, когда заточка уже завершена. Тем более, что активный съём на доводке - это скорее вред, чем польза и доводочные камни уже не снимают активно и много - важнее другие их свойства. Применять BBW чистым и гладким для финиша, наиболее удачно в том случае, если перед ним применялся, пусть и с суспензией, но _более твёрдый_камень. Это - практически ключевой момент, особенно если речь про доводку не особо твёрдых бритв (резцов по дереву, кстати - тоже, т.е. всего, что имеет малые углы заточки) - середнячков по твёрдости.
Не зря я показывал в прежние годы примеры, где BBW использовался дозированно (и очень недолго - доводка вообще не должна происходить длительное время - от этого вреда часто больше, чем пользы) после более твёрдых камней. Лично я вижу причину в том, что бритва, на тонкой заточке и\или преддоводке, обработанная на более твёрдых камнях, чаще всего обладает большей сопротивляемостью абразивному воздействию, чем обработанная с +- тем же результатом на более мягких.
И даже если на очень твёрдом камне работалось на префинише с суспензией, (не слишком грубой, адекватной этапу), то всё равно, работая после этого чистым бельгийцем и очень осторожно, мы получим лучший результат и за гораздо меньшее время, чем если на префинише взяли бы, к примеру, мягкий сланец.
Разница в работе по времязатратам - иной раз может отличаться в несколько раз для получения +- одинакового результата. Цифры при актуальном сете - есть в обзоре по ссылке что я дал выше. А вот чтобы получить сопоставимую кромку по качеству бритья и остроте, работая на том же BBW после другой его стороны с его же суспензией достаточно густой, для зачистки рисок от ещё этапа тонкой или средней заточки, или поработав по какому-нибудь другому достаточно мягкому суспензиату - легко может потребовать уже не 1-3 минуты, а 12-20(!!!) минут, что для доводочного этапа просто ужасно много. За такое время кромка скорее успеет получить "усталость", чем приобрести стойкость.
Вот, в частности, сегодня я снова проверял этот момент и на то, чтобы по вполне среднестатистической старой немецкой бритве получить удобоваримый финиш на BBW после него же на префинише с его суспензией - у меня ушло ~ 13 минут. Вот такой вышел результат - фото можно открыть покрупнее по клику, по горизонтали кадра 1,25мм., масштаб съёмки 15:1 с объективом Ломо План 10х0.22 "Л":
В теме по ссылке выше, есть микрофото примера работы более предпочтительной, а наилучшим результатом, из тех примеров, что я когда-либо публиковал, я считаю вот этот:
https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post381369855/
О сегодняшнем же фото - я его сделал ради того, чтобы как следует показать, как тонко может работать BBW несмотря на крупность своего зерна и большой разброс его по размеру, и как он выглаживает фаску " в зеркало", причём для невооружённого взгляда, имеющиеся вдавленные лунки от зёрен камня - никак эту "зеркальность" не нарушают. Ну и при том, как я обычно говорю и что вообще не новость - эта пресловутая зеркальность мало чего стоит без достижения на кромке того результата, который хотелось получить, а тут он хуже, чем тот, что я получаю при доводке на этом камне после твёрдых камней, пусть фаска там и не такая гладкая и для невооружённого взгляда выглядит более матовой. Так что в очередной раз повторю, что "блеск" фасок - это вообще не критерий того, насколько удачной получилась кромка.
Значит ли всё вышесказанное, что я рекомендую применять BBW в таком качестве - нет. Я иногда пользуюсь бельгийцами для доводки, однако предпочитаю другие варианты. Но достаточно задаётся вопросов по финишу на именно бельгийцах (а во многом вышесказанное касается и Yellow Coticule, некоторых), и отвечать каждый раз персонально и отдельно совсем не хочется. Ссылка на тему, что давал выше - оказалась недостаточно понятной, потребовалось расписать подробно акцент именно на то, "в каком окружении" применять подобные камни для тонких операций. В общем, полагаю, этот пост избавит меня от необходимости повторяться.
Ну и несколько слов в заключение - уже не только и не столько о BBW и не только и не столько о бритвах, сколько в целом о заточке и доводке.
Когда-то я ещё писал об опыте некоторых людей, с которыми общался по заточке, менять местами сходные по оставляемой шероховатости природные камни на префинише и финише - многое из этого перепробовав и возвращаясь к пробам не один раз на протяжении лет, проведя параллели с анализом специфики применения тех же бельгийцев на разных этапах и в разной манере, я всё больше убеждаюсь, что тут есть "общие корни" - а именно, как и в подборе абразивов для ранних этапов заточки, на тонких и на паре "преддоводка\доводка", огромное значение имеет чередование абразивов по твёрдости и по плотности (иногда между этими аспектами даже можно поставить знак "=", но далеко не всегда). Задачи, правда, такое чередование, на ранних этапах заточки и на тонких, решает разные, так как меняется механизм работы, однако основа, в виде этого чередования - так или иначе сохраняется. Сюда же присовокуплю такое наблюдение, что работа "от и до", весь цикл, на абразивах +- одинаковой твёрдости\плотности\способности к истиранию, без чередований - как правило, наиболее времязатратна, если конечно делать как следует, а не "и так сойдёт". Это можно купировать разными способами, и отчасти повышением угла и отчасти техникой работы, но тем не менее, процесс можно ещё ускорить, если с головой применять чередование, о чём в ракурсе этапов собственно заточных, я когда-то писал в теме о подборе абразивов - первый пост по ссылке:
http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=73679.0
Правда, он касается заточки в целом, а не конкретно бритв или ножей, но тем не менее.
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=229
у меня создалось впечатление, что стоит акцентировать внимание ещё на одном аспекте, помимо упомянутых в первом посте темы по ссылке.
Вдобавок к сказанному там, отмечу ситуации, когда попытка доводки скорее всего не увенчается успехом за вменяемое время:
Поскольку в чистом виде или с настолько ничтожным количеством и консистенцией суспензии, появляющейся в процессе работы, что вода максимум чуть мутновата и текучесть её не изменилась хоть сколько-нибудь заметна, подобный BBW новодельный (я имею в виду добывавшиеся и продававшиеся новые в конце 2000-ных и по, скажем, 2014 год - позднее не знаю, уже не пробовал) работает на выглаживание, и сколько-нибудь заметно не снимает, и кромку не дерёт, то, как я показывал и рассказывал в тексте по ссылке, довести на нём прекрасно можно.
Однако, если работать по бритве, перед тем обработанной на достаточно мягком камне, или на том же самом BBW, но с густой суспензией или просто на грубовато притёртом, то успешно выполнить доводку будет трудно. Особенно для неопытного пользователя, и тем более, не пользующегося оптическим контролем серьёзнее, чем лупа, так как проконтролировать происходящее и найти ошибку, понять динамику происходящего - не получится. Как показывает практика, без достаточно хорошей оптики, человек часто не в состоянии даже вовремя оценить того, что изолента на обушке у него истирается быстро даже на работающем на выглаживание BBW и чем дальше он работает, даже в течение 2-3-х минут, тем дальше от кромки у него происходит обработка, а если он и заметит, что кромка не становится острее, то непроизвольно может и прибавить давления, тем самым заполучив работу ещё дальше от РК - как следствие, фаску можно доработать до поверхности сильно "зеркалящей", но так и не получить прироста остроты.
При том, есть люди, которые и не пользуются вообще (или со временем им это уже стало не нужно) оптическим контролем, и получают прекрасный результат. Но - это обычно люди, которые обладают достаточным опытом и не только внимательно слушавшие и читавшие, что им говорили более опытные коллеги, но и применившие это на практике. А это, как ни странно - довольно редкое явление. У многих, когда случается затык и они задают вопросы, получив ответ, начинается недовольное "ну я это и так знаю". Но разобравшись как следует, выясняется, что знать-то знали, а вот применять, а чтобы применять, надо ещё и научиться контролировать свои действия и видеть как какие из них влияют на процесс - вот с этим-то у них проблема. Зато уже объявления публикуют, что "затачивают под заказ"). Но в сторону лирику, вернёмся конкретно к применению BBW в качестве финишника.
Как многократно говорилось, доводка выполняется тогда, когда заточка уже завершена. Тем более, что активный съём на доводке - это скорее вред, чем польза и доводочные камни уже не снимают активно и много - важнее другие их свойства. Применять BBW чистым и гладким для финиша, наиболее удачно в том случае, если перед ним применялся, пусть и с суспензией, но _более твёрдый_камень. Это - практически ключевой момент, особенно если речь про доводку не особо твёрдых бритв (резцов по дереву, кстати - тоже, т.е. всего, что имеет малые углы заточки) - середнячков по твёрдости.
Не зря я показывал в прежние годы примеры, где BBW использовался дозированно (и очень недолго - доводка вообще не должна происходить длительное время - от этого вреда часто больше, чем пользы) после более твёрдых камней. Лично я вижу причину в том, что бритва, на тонкой заточке и\или преддоводке, обработанная на более твёрдых камнях, чаще всего обладает большей сопротивляемостью абразивному воздействию, чем обработанная с +- тем же результатом на более мягких.
И даже если на очень твёрдом камне работалось на префинише с суспензией, (не слишком грубой, адекватной этапу), то всё равно, работая после этого чистым бельгийцем и очень осторожно, мы получим лучший результат и за гораздо меньшее время, чем если на префинише взяли бы, к примеру, мягкий сланец.
Разница в работе по времязатратам - иной раз может отличаться в несколько раз для получения +- одинакового результата. Цифры при актуальном сете - есть в обзоре по ссылке что я дал выше. А вот чтобы получить сопоставимую кромку по качеству бритья и остроте, работая на том же BBW после другой его стороны с его же суспензией достаточно густой, для зачистки рисок от ещё этапа тонкой или средней заточки, или поработав по какому-нибудь другому достаточно мягкому суспензиату - легко может потребовать уже не 1-3 минуты, а 12-20(!!!) минут, что для доводочного этапа просто ужасно много. За такое время кромка скорее успеет получить "усталость", чем приобрести стойкость.
Вот, в частности, сегодня я снова проверял этот момент и на то, чтобы по вполне среднестатистической старой немецкой бритве получить удобоваримый финиш на BBW после него же на префинише с его суспензией - у меня ушло ~ 13 минут. Вот такой вышел результат - фото можно открыть покрупнее по клику, по горизонтали кадра 1,25мм., масштаб съёмки 15:1 с объективом Ломо План 10х0.22 "Л":
В теме по ссылке выше, есть микрофото примера работы более предпочтительной, а наилучшим результатом, из тех примеров, что я когда-либо публиковал, я считаю вот этот:
https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post381369855/
О сегодняшнем же фото - я его сделал ради того, чтобы как следует показать, как тонко может работать BBW несмотря на крупность своего зерна и большой разброс его по размеру, и как он выглаживает фаску " в зеркало", причём для невооружённого взгляда, имеющиеся вдавленные лунки от зёрен камня - никак эту "зеркальность" не нарушают. Ну и при том, как я обычно говорю и что вообще не новость - эта пресловутая зеркальность мало чего стоит без достижения на кромке того результата, который хотелось получить, а тут он хуже, чем тот, что я получаю при доводке на этом камне после твёрдых камней, пусть фаска там и не такая гладкая и для невооружённого взгляда выглядит более матовой. Так что в очередной раз повторю, что "блеск" фасок - это вообще не критерий того, насколько удачной получилась кромка.
Значит ли всё вышесказанное, что я рекомендую применять BBW в таком качестве - нет. Я иногда пользуюсь бельгийцами для доводки, однако предпочитаю другие варианты. Но достаточно задаётся вопросов по финишу на именно бельгийцах (а во многом вышесказанное касается и Yellow Coticule, некоторых), и отвечать каждый раз персонально и отдельно совсем не хочется. Ссылка на тему, что давал выше - оказалась недостаточно понятной, потребовалось расписать подробно акцент именно на то, "в каком окружении" применять подобные камни для тонких операций. В общем, полагаю, этот пост избавит меня от необходимости повторяться.
Ну и несколько слов в заключение - уже не только и не столько о BBW и не только и не столько о бритвах, сколько в целом о заточке и доводке.
Когда-то я ещё писал об опыте некоторых людей, с которыми общался по заточке, менять местами сходные по оставляемой шероховатости природные камни на префинише и финише - многое из этого перепробовав и возвращаясь к пробам не один раз на протяжении лет, проведя параллели с анализом специфики применения тех же бельгийцев на разных этапах и в разной манере, я всё больше убеждаюсь, что тут есть "общие корни" - а именно, как и в подборе абразивов для ранних этапов заточки, на тонких и на паре "преддоводка\доводка", огромное значение имеет чередование абразивов по твёрдости и по плотности (иногда между этими аспектами даже можно поставить знак "=", но далеко не всегда). Задачи, правда, такое чередование, на ранних этапах заточки и на тонких, решает разные, так как меняется механизм работы, однако основа, в виде этого чередования - так или иначе сохраняется. Сюда же присовокуплю такое наблюдение, что работа "от и до", весь цикл, на абразивах +- одинаковой твёрдости\плотности\способности к истиранию, без чередований - как правило, наиболее времязатратна, если конечно делать как следует, а не "и так сойдёт". Это можно купировать разными способами, и отчасти повышением угла и отчасти техникой работы, но тем не менее, процесс можно ещё ускорить, если с головой применять чередование, о чём в ракурсе этапов собственно заточных, я когда-то писал в теме о подборе абразивов - первый пост по ссылке:
http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=73679.0
Правда, он касается заточки в целом, а не конкретно бритв или ножей, но тем не менее.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя