Делал тут правку бритвы на "сиреневатом" чарнли:
Сначала с суспензией слурика карасу, затем на сильно разбавленной его суспензии до лишь лёгкого намёка на мутность в воде, и под конец несколько проходов на чистом.
Решил сфотать результат - по-моему информативно получилось, немного иначе поставил свет. Очень хорошо видно, как при кажущейся "грубости" фаски, на РК получается очень меленький однородный зубчик, хотя с фаски полностью следы обработки на суспензии не удалял - незачем, кромка и так получилась требуемая. Микрофото, по горизонтали кадра 1мм.:
Charnley forest
Charnley forest
Перетачивал тут нож из весьма приличной 440с, взял Индиа Файн и сделал потом скачок сразу на Чарнли Форест - фото этой пары абразивов:
Norton India Fine 6" & Charnley Forest
Вообще я не раз уже сталкивался с мнением, что чарнли, дескать, все похожи, хотя я с этим категорически не согласен - разброс у них довольно высок. Второй стереотип, с которым я неоднократно уже столкивался тоже, что если упоминаю финиш на чарнли, то тут же многие вокруг подразумевают именно мега-тонкий финиш и начинается флуд и "фи" по поводу что "зачем для инструмента с такими задачи такой тонкий финиш". И бесполезно говорить о том, что необязательно он будет очень тонкий - надо показывать.
Хотелось бы данным обзором продемонстировать несостоятельность и вред подобных стереотипов.
Как известно, индиа файн имеет средний размер зерна 35мкм. и в притирке, обеспечивающей характер её структуры и грубость рабочей поверхности "как из коробки", работает чрезвычайно быстро и довольно агрессивно, если не сказать грубо. После неё, тем не менее, как я уже давно выяснил, и на некоторые чарнли форест можно идти смело, причём даже на сталях, которую оба эти абразива жрут "как напильник".
Применённый мною в данном обзоре чарнли форест, сейчас притёрт на порошке F500 без доведения свободного зерна в процессе притирки на нём до существенной деградации. Учитывая весьма большой размер и вес камня, на более тонких его притереть без сглаживания вершинок его структуры о притир - довольно непросто, тем более что он очень и очень твёрдый и перемалывает порошок карбида кремния очень быстро. Так вот в такой притирке, которую я считаю достаточно оптимальной для него, так как он долго держит полученную шероховатость не теряя производительности сколько-нибудь заметно, его работа мало того что является откровенно "заточной" и оставляет шероховатость, сопоставимую с той, которую могут дать по той же стали искусственные бруски с зернистостью порядка м20-м14 на керамической связке не особо мягкой, и вплоть до ст1, так ещё и характер обработки очень занятный - его очень трудно отличить от характера обработки искусственных абразивов, на фаске, однако кромка получается на удивление тонкой и однородной, волос уже застругивает, ногтевой тест показывает весьма мелкую равномерную "сыпь".
Вот так это выглядит - микрофаска на Чарнли Форест вышеуказанном, с повышением угла после Индиа Файн, сталь 440С. Снято с объективом Nikon CFI E Plan 10х0.25 Масштаб съёмки 13:1, по горизонтали ~1,8мм.:
Finish sharpening on Charnley Forest. Microbevel
Как можно видеть на границе фасок - разность шероховатости на "нормальный шаг" обработки, при том кромка намного аккуратнее, чем можно обычно ожидать от абразивов, оставляющих столь грубую шероховатость на фаске.
Что касается особенностей этого чарнли - он относится к таким, которые с водой работают довольно уныло, с водными суспензиями получше, но не фонтан - оптимально именно применение с маслом и не в самой тонкой притирке. Я этот экземпляр пробовал в разных и остановился на том, что оптимален диапазон 400-600 без раздробления зерна, т.е. не притираем "до упора".
Norton India Fine 6" & Charnley Forest
Вообще я не раз уже сталкивался с мнением, что чарнли, дескать, все похожи, хотя я с этим категорически не согласен - разброс у них довольно высок. Второй стереотип, с которым я неоднократно уже столкивался тоже, что если упоминаю финиш на чарнли, то тут же многие вокруг подразумевают именно мега-тонкий финиш и начинается флуд и "фи" по поводу что "зачем для инструмента с такими задачи такой тонкий финиш". И бесполезно говорить о том, что необязательно он будет очень тонкий - надо показывать.
Хотелось бы данным обзором продемонстировать несостоятельность и вред подобных стереотипов.
Как известно, индиа файн имеет средний размер зерна 35мкм. и в притирке, обеспечивающей характер её структуры и грубость рабочей поверхности "как из коробки", работает чрезвычайно быстро и довольно агрессивно, если не сказать грубо. После неё, тем не менее, как я уже давно выяснил, и на некоторые чарнли форест можно идти смело, причём даже на сталях, которую оба эти абразива жрут "как напильник".
Применённый мною в данном обзоре чарнли форест, сейчас притёрт на порошке F500 без доведения свободного зерна в процессе притирки на нём до существенной деградации. Учитывая весьма большой размер и вес камня, на более тонких его притереть без сглаживания вершинок его структуры о притир - довольно непросто, тем более что он очень и очень твёрдый и перемалывает порошок карбида кремния очень быстро. Так вот в такой притирке, которую я считаю достаточно оптимальной для него, так как он долго держит полученную шероховатость не теряя производительности сколько-нибудь заметно, его работа мало того что является откровенно "заточной" и оставляет шероховатость, сопоставимую с той, которую могут дать по той же стали искусственные бруски с зернистостью порядка м20-м14 на керамической связке не особо мягкой, и вплоть до ст1, так ещё и характер обработки очень занятный - его очень трудно отличить от характера обработки искусственных абразивов, на фаске, однако кромка получается на удивление тонкой и однородной, волос уже застругивает, ногтевой тест показывает весьма мелкую равномерную "сыпь".
Вот так это выглядит - микрофаска на Чарнли Форест вышеуказанном, с повышением угла после Индиа Файн, сталь 440С. Снято с объективом Nikon CFI E Plan 10х0.25 Масштаб съёмки 13:1, по горизонтали ~1,8мм.:
Finish sharpening on Charnley Forest. Microbevel
Как можно видеть на границе фасок - разность шероховатости на "нормальный шаг" обработки, при том кромка намного аккуратнее, чем можно обычно ожидать от абразивов, оставляющих столь грубую шероховатость на фаске.
Что касается особенностей этого чарнли - он относится к таким, которые с водой работают довольно уныло, с водными суспензиями получше, но не фонтан - оптимально именно применение с маслом и не в самой тонкой притирке. Я этот экземпляр пробовал в разных и остановился на том, что оптимален диапазон 400-600 без раздробления зерна, т.е. не притираем "до упора".
Charnley forest
Быстрорез P18
водник 3000 из оксида алюминия на мягкой связке, прекрасно удалил предыдущие риски, и явно проявил структуру, однако всё в целом гладенько - для невооружённого взгляда фаска выглядит "зеркалом".
Далее, поскольку мне требовалось получить и хорошую стойкость и при том агрессивный рез, я взял Чарнли Форест помягче с олеиновой кислотой - он даже выделяет чут-чуть очень мелкой суспензии.
При том же ракурсе и освещении, трудно догадаться, как он сработал, всё кажется гладеньким:
Однако, это не так. Изменив ракурс и свет, я сделал более информативное фото его работы:
Выполнен, кстати, микроподвод вручную, как и вся заточка, и ширина его составляет 0,1мм.
Структура обнажена куда сильнее, чем после 3000-ника, но карбиды мощно "оправлены" в матрицу - подобный рельеф получить можно не на каждом природном камне и уж тем более при такой совсем не тонкой работе - достаточно сравнить с результатом 3000-ника. Агрессия реза сопоставима с заточкой на бруске порядка 600 (!!!), однако нет изрезанной наглухо, нестойкой кромки - тут всё очень добротно и крепко.
Держится подобный финиш очень долгое время, а выполняется после вменяемой тонкой подготовки - очень быстро - я потратил на него около двух минут от силы.
См. подробнее Заточка ножей из быстрорежущих сталей: Р18
водник 3000 из оксида алюминия на мягкой связке, прекрасно удалил предыдущие риски, и явно проявил структуру, однако всё в целом гладенько - для невооружённого взгляда фаска выглядит "зеркалом".
Далее, поскольку мне требовалось получить и хорошую стойкость и при том агрессивный рез, я взял Чарнли Форест помягче с олеиновой кислотой - он даже выделяет чут-чуть очень мелкой суспензии.
При том же ракурсе и освещении, трудно догадаться, как он сработал, всё кажется гладеньким:
Однако, это не так. Изменив ракурс и свет, я сделал более информативное фото его работы:
Выполнен, кстати, микроподвод вручную, как и вся заточка, и ширина его составляет 0,1мм.
Структура обнажена куда сильнее, чем после 3000-ника, но карбиды мощно "оправлены" в матрицу - подобный рельеф получить можно не на каждом природном камне и уж тем более при такой совсем не тонкой работе - достаточно сравнить с результатом 3000-ника. Агрессия реза сопоставима с заточкой на бруске порядка 600 (!!!), однако нет изрезанной наглухо, нестойкой кромки - тут всё очень добротно и крепко.
Держится подобный финиш очень долгое время, а выполняется после вменяемой тонкой подготовки - очень быстро - я потратил на него около двух минут от силы.
См. подробнее Заточка ножей из быстрорежущих сталей: Р18
Charnley forest
Спустя чуть более, чем 4 года, мне снова попал в руки один шикарный и довольно редкий, необычный Чарнли Форест. Долго мне хотелось именно такой, но такого же подобрать не удалось, хотя близкий по характеру у меня всё-таки есть. Ну а теперь он стал моим! На фото сверху он, а снизу наиболее сходный с ним из моего арсенала:
Charnley Forest. Rare vintage natural whetstones
Интересно было после такого перерыва, набравшись опыта, снова поработать на нём. Он один из самых быстрых и грубых чарнли, что я пробовал, собственный его слурик вполне охотно выделяет из него суспензию слегка кремового оттенка. Притирал я камень и слурик его на порошке карбида кремния F600, но это мало что может сказать, так как довольно быстро поверхность приобретает определённый характер от выделения суспензии и работы на ней.
Было особенно интересно попробовать снова его на тестовой бритве - особенно много уделил внимания подбору консистенции суспензии и манере работы, возникла мысль попробовать, насколько тонкую обработку можно получить, причём именно на камне с суспензией, пусть и под конец очень сильно разбавив уже отработанную. Движений "как обычно" в завершении работы, длинными проходами "на зерно" - вообще не выполнял - завершил круговыми.
Применил камень после искусственного водника с зерном м7 - я вообще довольно часто последнее время обхожусь в заточке бритв двумя камнями - пресловутый синтетик м7 (в продаже такого нет, экспериментальный экземпляр, очень нежно и мягко работающий, тактильно и по качеству работы напоминающий японские синт. водники и не только не уступающий многим из них, но и получше некоторых, очень хорошо подходит для заточки бритв, абразив - карбид кремния зелёный 64С, связка керамическая) и далее какой-нибудь природник с суспензией и чистый - обычно японский или какой-нибудь Чарнли Форест. Ну вот и тут взял Чарнли.
Кстати, что любопытно - слурик лучше всего натирается, что становится заметно когда все поверхности и его и основного камня уже потеряли свежесть шероховатости от притирки на карбиде кремния, той стороной, которая была продолжением рабочей стороны основного камня - в общем то, как распилен камень очень важно, и в данном случае он распилен так, как надо.
Кромка, надо сказать получилась очень острой - волос режет в 30-35мм. от точки удержания. Даже наиболее крупные риски, оказались весьма скромными по размеру, я ожидал что всё будет значительно грубее. Собственно - грубее получить несложно, это вопрос того, как именно работать на этом камне, сейчас было интересно опробовать возможности именно данного подхода.
Микрофото с Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 12.5x/0.25 Microscope objective. 1,83мм. по горизонтали кадра. Освещение через объектив с помощью опак-иллюминатора ОИ-1 - такое освещение позволяет увидеть самые мелкие особенности полученной поверхности очень явно:
Razor sharpening on CF
Я думал было перед пробами, что как считал 4 года назад, для финиша бритв этот камень не подойдёт, однако решил всё-таки попробовать, так как ногтевой тест бритва проходила как надо. Тщательно направил на чистом кожаном ремне из лошадки и попробовал - в общем-то вполне прилично, ничего не беспокоит, вполне себе нормально. Любопытно получилось.. Вот тебе и "один из самых грубых"))
Правда, надо сказать что у этой бритвы весьма широкие фаски, т.е. будь они уже раза в 2-3, скорее всего так не получилось бы, агрессивность воздействия абразива была бы намного выше, а в таких деталях всегда кроется очень много подводных камней. Но - тем не менее...
Charnley Forest. Rare vintage natural whetstones
Интересно было после такого перерыва, набравшись опыта, снова поработать на нём. Он один из самых быстрых и грубых чарнли, что я пробовал, собственный его слурик вполне охотно выделяет из него суспензию слегка кремового оттенка. Притирал я камень и слурик его на порошке карбида кремния F600, но это мало что может сказать, так как довольно быстро поверхность приобретает определённый характер от выделения суспензии и работы на ней.
Было особенно интересно попробовать снова его на тестовой бритве - особенно много уделил внимания подбору консистенции суспензии и манере работы, возникла мысль попробовать, насколько тонкую обработку можно получить, причём именно на камне с суспензией, пусть и под конец очень сильно разбавив уже отработанную. Движений "как обычно" в завершении работы, длинными проходами "на зерно" - вообще не выполнял - завершил круговыми.
Применил камень после искусственного водника с зерном м7 - я вообще довольно часто последнее время обхожусь в заточке бритв двумя камнями - пресловутый синтетик м7 (в продаже такого нет, экспериментальный экземпляр, очень нежно и мягко работающий, тактильно и по качеству работы напоминающий японские синт. водники и не только не уступающий многим из них, но и получше некоторых, очень хорошо подходит для заточки бритв, абразив - карбид кремния зелёный 64С, связка керамическая) и далее какой-нибудь природник с суспензией и чистый - обычно японский или какой-нибудь Чарнли Форест. Ну вот и тут взял Чарнли.
Кстати, что любопытно - слурик лучше всего натирается, что становится заметно когда все поверхности и его и основного камня уже потеряли свежесть шероховатости от притирки на карбиде кремния, той стороной, которая была продолжением рабочей стороны основного камня - в общем то, как распилен камень очень важно, и в данном случае он распилен так, как надо.
Кромка, надо сказать получилась очень острой - волос режет в 30-35мм. от точки удержания. Даже наиболее крупные риски, оказались весьма скромными по размеру, я ожидал что всё будет значительно грубее. Собственно - грубее получить несложно, это вопрос того, как именно работать на этом камне, сейчас было интересно опробовать возможности именно данного подхода.
Микрофото с Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 12.5x/0.25 Microscope objective. 1,83мм. по горизонтали кадра. Освещение через объектив с помощью опак-иллюминатора ОИ-1 - такое освещение позволяет увидеть самые мелкие особенности полученной поверхности очень явно:
Razor sharpening on CF
Я думал было перед пробами, что как считал 4 года назад, для финиша бритв этот камень не подойдёт, однако решил всё-таки попробовать, так как ногтевой тест бритва проходила как надо. Тщательно направил на чистом кожаном ремне из лошадки и попробовал - в общем-то вполне прилично, ничего не беспокоит, вполне себе нормально. Любопытно получилось.. Вот тебе и "один из самых грубых"))
Правда, надо сказать что у этой бритвы весьма широкие фаски, т.е. будь они уже раза в 2-3, скорее всего так не получилось бы, агрессивность воздействия абразива была бы намного выше, а в таких деталях всегда кроется очень много подводных камней. Но - тем не менее...
Charnley forest
Я тут что-то вспомнил недавний разговор по поводу абразивов, справляющихся с твердосплавами и ради хохмы попробовал сверло с твердосплавной напайкой на одном из своих Чарнли Форестов. Берётся, риска выраженнее чем от некоторых брусков на основе зелёного КК и по мере появления суспензии (а этот чарнли быстрый и достаточно мягкий, не особо тонкий) - поверхность становится матовой. Пока идёт удаление рисок от предыдущей обработки - масло активно чернеет.
Вот так получается (сверло 12мм.), фото кликабельно:
По-моему хохма удалась. А то есть миф, что кроме алмаза и эльбора ничто не берёт твердосплав, хотя в специальной литературе указываются круги на основе карбида кремния, и на брусках КК подтачивают успешно, Ну и, оказывается, что и некоторые природные камни в состоянии взять. Так что Чарнли ещё раз доказал свою славу одного из самых "всеядных" природных камней)
Вот фото этого чарнли и его структуры в масштабе 8:1 (правда, 4-х летней давности, когда его только купил, баланс белого тут не очень - слишком тёплый оттенок - лампа тогда другая была на рабочем месте)
Вот так получается (сверло 12мм.), фото кликабельно:
По-моему хохма удалась. А то есть миф, что кроме алмаза и эльбора ничто не берёт твердосплав, хотя в специальной литературе указываются круги на основе карбида кремния, и на брусках КК подтачивают успешно, Ну и, оказывается, что и некоторые природные камни в состоянии взять. Так что Чарнли ещё раз доказал свою славу одного из самых "всеядных" природных камней)
Вот фото этого чарнли и его структуры в масштабе 8:1 (правда, 4-х летней давности, когда его только купил, баланс белого тут не очень - слишком тёплый оттенок - лампа тогда другая была на рабочем месте)
Вернуться в «Британские (UK) натуральные камни»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость