Освещение

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 01 янв 2022, 14:20 #41

Давно была мысль найти простую альтернативу освещению через объектив, для съёмки тех же микросхем. И вот практика подсказала следующий вариант:
а почему бы не использовать параболическое зеркало, как в эпи-объективах, только "задом наперёд")
К пробе подтолкнули пара тестовых снимков с объективом Mitutoyo M Plan Apo 10х0.28 - у него колоссальная (по меркам микрообъективов) фронтальная линза, причём вогнутая. И при огромном (опять-таки, по меркам микрообъективов) рабочем расстоянии в 33,5мм., съёмка микросхемы в, за неимением лучшего обозначения, "контровом свете" - позволила имитировать освещение через объектив. При том, качество получается вполне недурное даже для тестового снимка - вот пример - это кроп с камджипега:
Изображение

Светил светодиодной матрицей (и даже без рассеивателя) сверху-сбоку-сзади микросхемы, и свет в достаточной степени отразился от вогнутой фронтальной линзы на объект съёмки. А поскольку падал он под углом, то и рельеф объекта оказался довольно неплохо подчёркнут.
Этот опыт меня подтолкнул к старой идейке, которую я всё никак не мог собраться попробовать. Взял я параболическое зеркало от Ломо Эпи План F=6.3 и присобачил его на скорую руку парой кусочков двустороннего скотча к объективу Ломо План 3,5х0.10:

Изображение

Изображение

Вообще, я почти был уверен, что ничего не получится, так как "заменить огромную вогнутую фронтальную линзу" эпи зеркалом от объектива, не получится из-за несогласованности "фокуса", и малого, в результате, рабочего расстояния. Однако, идея показала право на существование, правда, мне не хватает образования, чтобы поприкидывать, как подбирать подходящее параболическое зеркало к конкретному объективу. Но тут, полагаю, есть достаточно возможностей - обычные эпиобъективы Ломо стоят нынче копейки, и их зеркала вполне, я полагаю, могут подойти для подобного использования. Вот только бы подсказал кто, на какие параметры ориентироваться для оптимального подбора.

Я сделал несколько кадров и вот что получилось - сначала, два варианта, отличающихся только положением источника света (светодиод) - он располагался позади объекта съёмки сверху, на выбираемой "методом тыка" дистанции:

Изображение

Изображение

Так вроде первый кадр выглядит неприглядно, но если открыть оригинальный размер по клику перейдя на фотохостинг, обнаружим, что собственно сама схема выглядит весьма детально и хорошо передаётся её рельеф, хотя равномерность освещения её не лучшая и по кадру в целом вылезло дофига ХА (впрочем - это "заслуга" источника света - надо было бы светодиод хотя бы каким-нибудь рассеивателем матовым закрыть, но я посчитал, что для проб это несущественно на данном этапе - наоборот, надо проверить идею в заведомо не самых удачных условиях).
Второй снимок - вообще я оцениваю как "успешную пробу", так как даже в камджипеге получилось нормально, ХА от источника света и его положения повылезло меньше, а если взять рав и сделать минимальную редактуру, всё вообще будет симпатично.

Попробовал добавить обычный падающий свет со стороны камеры - первый снимок - только он, второй снимок - с добавлением света сзади микросхемы на параболическое зеркало, т.е. попытка сделать комбинированное освещение (которое лучше было бы пробовать с бестеневым осветителем, но я решил, что надо попробовать в "совсем тупых условиях", чтобы понять, "как оно"):

Изображение

Изображение

А теперь, для сравнения и верификации результата проб, приведу сделанный какое-то время назад уже снимок той же микросхемы с объективом Ломо 4,7х0.11 в комбинированном освещении - диффузно-рассеянное и через объектив с помощью осветителя отражённого света ОИ-1:

ИзображениеMicrochip 153УД401

В общем, я бы сказал, что результат положительный и цель проб достигнута:
Я убедился, что используя параболический отражатель (когда сама фронтальная линза объектива не может выполнить его функцию), можно имитировать освещение через объектив.
Конечно, есть определённые ограничения:
1. Объектив должен обладать достаточным рабочим расстоянием, чтобы навеска на него отражателя не сожрала его слишком сильно
2. Нужно определить закономерности по подбору этого самого отражателя и обеспечить возможность располагать по-разному и позади объекта съёмки, источник света и подумать над тем, каким он должен быть в оптимуме.
Да, огорчает только то, что "лень, матушка" не позволила мне совершить эти пробы ещё года четыре назад, когда впервые пришло в голову, после разочарования в осветителе ОИ-21 для фотосъёмки.
Но лучше поздно, чем никогда.
Полагаю, многим этот способ освещения может оказаться полезным.
Ну и если люди, понимающие в оптике и освещении, подскажут, какими критериями по подбору отражателей целесообразно оперировать - было бы хорошо.
И надо по поводу источника света поэкспериментировать.
Но идея мне кажется вполне жизнеспособной по результатам даже таких простых проб.

))
Как оказалось "если что-то придумал - значит это уже было у Цейсса". Как был у них вариант осветителя, когда-то, который практически заново и с некоторыми отличиями сконструировал сравнительно недавно Белых, так и у меня получилось нечто "почти что" - на микроскопном форуме мои экзерсисы с параболическим зеркалом прокомментировали с полезной информацией:

"
amphicyon писал(а):У Цейсса в 30 годы был такой столик-осветитель с большим параболическим зеркалом, что вы назвали эпи наоборот. Зеркало получалось вокруг препарата, а не объектива.

amphicyon писал(а):Вот картинка из каталога

Изображение

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 04 янв 2022, 13:51 #42

Ещё в ракурсе освещения "в контровом свете" и некотором "эпи наобррот" - при съёмке некоторых объектов, где имеются сильно отражающие поверхности, например стекловидный компаунд - обычно снять проблемно так, чтобы на компаунде не было "выбитых" бликов и/или отражений осветителя. Например:

На подобной схеме видно, что два источника света - отразились на поверхностях компаунда - один точечный, и один с рассеивателем)))
ИзображениеMicrochip 228УВ4

А в идеале, хочется снимать так, чтобы отражения там не было вообще. Наиболее близко это получалось, без отклонения схемы от плоскости кадра, если на объектив одевал параболический отражатель (покупал на али - акрил, покрытый алюминием, для какого-то бытового светильника) а светил в него "контровым светом" - он неплохо и весьма равномерно освещал схему, правда контраст немного падал. Это помогло избавиться от бликов и засветки, но на компаунде всё равно получилось, хоть и бледное, но отражение светового пятна - т.е. полностью решить вопрос не удалось.

В качестве альтернативы спасает обычная фольга (сложенная в несколько раз для жёсткости, матовой стороной наружу) из которой можно свернуть нужной формы отражатель. Средство простецкое, но эффективное:
Снимок с объективом Ломо ОКС1-40-1 в реверсе. Конечно, от фольги намёк на блики есть на компаунде, но выглядит естественнее:

Изображение

Т. е. намёк на блик, повторяет выступы рельефа на компаунде, где под ним проволочки. По большей части. Т.е. средство не радикальное, но перспектива есть.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 06 янв 2022, 01:07 #43

Раньше я сетовал, что Nikon CFI E Plan не дружат с осветителем отражённого света ОИ-1. При том, что он прекрасно работал с широкопольным цейссом на бесконечность и неплохо с некоторыми объективами на конечный тубус от Ломо.
Попытки удаления линзы осветителя - не дали положительных результатов. Смена светодиода - тоже. В результате, принципиальный прорыв получился, когда я вынес светодиод отдельно, а освещение через объектив с этим опак-иллюминатором стал доставлять непосредственно к линзе осветителя, перед которой поставил матовый светофильтр из плёнки от экрана старого мобильника, оптоволокном, сечением 4мм.
Сразу "съелось" куча хроматики от диода, который вне этого опак-иллюминатора столько её вовсе не давал, потому я грешил на линзу. В общем - стало работать и с Никонами. По крайней мере с 4х0.10

Вот так получается - микросхема 1526ИЕ9:

ИзображениеSilicon micro chip 1526ИЕ9

Есть некоторое виньетирование, но это потому, что объектив во-первых имеет рабочее расстояние 30мм., а осветитель этот (мой экземпляр - аж 1948 года выпуска, на минуточку - архаика, но работает и получше некоторых более поздних) рассчитывался на объективы на тубус 190мм. без покровного стекла, в т.ч. такие, как 21х0.40 и сильнее - т.е. на совсем другие апертуры и рабочие расстояния во много раз меньшие, а во-вторых - потому как я ещё и использовал данный Никон с тубусной линзой с фокусным расстоянием меньше рассчётного, чтобы вместить в кадр и всю схему и "обрамление" - здесь в роли ТЛ выступила макронасадка Raynox DCR-250 с фокусным расстоянием F=125mm. При том я ещё программно усугубил виньетирование уже при редактуре, исходя из того, как вижу кадр. Если же делать комбинированное освещение, то вопрос будет решён. Кроме того, мне едет оптоволокно сечением 5мм. - с ним будет пошире.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 15 янв 2022, 15:20 #44

Попал мне в руки на пробы китайский "осветитель коаксиального света", то бишь опак-иллюминатор.
На профильном форуме уже кто-то обращался с вопросом по нему, так как ничего из освещения им у него не вышло. У меня получилось.
Собственно, сам осветитель (параметры в описании):
https://aliexpress.ru/item/32898574847. ... 1641715717

Для крепления к фототубусу я использовал вот такой переходник:
https://aliexpress.ru/item/100500183836 ... 1641715717

Честно говоря, я думал, что придётся его обтачивать, дабы он влез в отверстие осветителя, но оказалось, что он там свободно гуляет. Зафиксировать его можно утопленными в корпус осветителя тремя винтиками под 6-ти гранник (кстати, к осветителю ключ 6-ти гранный идёт в комплекте, но дурацкий - "смазаны" рёбра и грани -во избежание порчи винтов лучше взять другой).

Вот так это всё выглядит:
Изображение

Конечно, он сильно удлиняет фототубус и прикрепить его на обычный микроскоп не выйдет, но ежели кто снимает без штатива микроскопа - это вполне рабочий вариант - больше доступных и дешёвых я не встречал пока.
У него нет ни диафрагмы, ни линзы, просто дырка для доставки света, в которую я и попробовал посветить оптоволкном сечением 4мм. С объективом Nikon CFI E Plan 4х0.10 всё нормально работает. С Nikon CFI E Plan 10х0.25 - сильное виньетирование. Но это особенность самого объектива, так как с Цейсс GF-Planachromat 12.5х0.25 - виньетирования практически не было на матрице кроп 1,5.
Светоделительное стекло в осветителе недурное - светопотерь, я бы сказал, в разы меньше, чем в осветителе ОИ-1. Напрямую светодиодом 3w светить оказалось невозможно - избыток света, правда у кого затвор камеры позволяет без шевелёнки снимать с очень короткими выдержками - наверное нормально, я не пробовал - мне было лень для этого доставать фуджи с электронным затвором. Всё равно свет надо настраивать как следует и не ограничиваться в этом особенностью источника света "каков он есть".
Но, конечно, немного расстраивает, что нельзя регулировать положение светоделительной пластины - правда, допуск с которым она посажена под 45 градусов (как и должно быть) таков, что желания отрегулировать, с объективами с апертурой 0.25 не возникло, как и с объективом с апертурой 0.10, т.е. можно сказать, что сделано достаточно точно.
В общем, за свои деньги и учитывая отсутствие альтернатив в этом же бюджете и конструктиве, неплохая и вполне рабочая штукенция. Апгрейд правда ей нужен - всё равно желательно поставить матовый фильтр и какую-нибудь хрень для регулировки дистанции от тела свечения до светоделительной пластины и центровки тела свечения, подобрать осветительную линзу и, может быть, диафрагму.

arma
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 03 мар 2017, 00:42
Контактная информация:

Освещение

Сообщение arma » 17 янв 2022, 12:01 #45

Основные претензии, которые мне попадались, к этой штуке, были из за сложности настройки освещения. Светили диодами и получали блики, засветку и т.д. Сам поглядывал, но отзывы остановили. Так что можно метод с оптоволокном патентовать и дорого китайцам продавать.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 17 янв 2022, 23:08 #46

))
Претензии вполне понятные: если из того же ОИ-1 или любого другого опак-иллюминатора выкинуть всё, кроме светоделительной пластины - полагаю, к нему моментально возникнут те же. Ведь настройка освещения на практически любом осветителе не позволяет использовать абы какое тело свечения, в т.ч. и "диод, как он есть", особенно без коллектора, диафрагмы, матового фильтра и прочих важных и не очень штук. Торец оптоволокна отчасти решил проблемы и "линзообразной" выпуклости люминофора на диоде, и отчасти роль фильтра сыграл, и явился, по сути, "телом свечения" равномерным и плоским - т.е. то, что вообще целью при подборе источника света было всегда.
В принципе и плоская матрица-светодиод годится, но там обычно 3 кристалла и чтобы в боке (или на объекте) не было соответственных отражений - меньше определённой мощности не выйдет применять и всё равно ещё фильтрик бы надо. Но эти-то вопросы сейчас решить несложно.

Я не испытывал тут иллюзий, что будет "воткнул что ни попадя и будет круто светить" - с микрообъективами так просто не бывает. Главное что меня подкупило - он в принципе рассчитан на резьбу м26 (хотя я взял вариант с переходником на RMS - у меня не всё м26 всё равно, есть и м25 и м26 и RMS на разных объективах), что позволяло предположить, что банально рабочая "дырка" и площадь светоделительной пластины будут больше, чем на ОИ-1 или ОИ-21, например. Так оно и оказалось
. Хотя сделали, по-моему, всё равно избыточно массивно - по сути внутри корпуса вставлена как бы ещё одна довольно толстая трубка, в которой пластина. Т.е. она несколько меньше, чем можно было бы запихать в этот корпус, но всё равно она шире обычной, для объективов, строящих поле в районе 18мм.
Так что прирост в любом случае есть. Ну а остальное "довесить" не проблема. Очень надеюсь, что при такой недурной светоделительной пластине получится и нормально поляризацию отражения сделать, а то в ОИ-1 мне совершенно не хватало мощности светодиода 3w для этого - очень уж у него простенькое стёклышко и с огромной светопотерей. Тут должно быть значительно лучше. Впрочем, всегда можно и диод по мощнее взять - вот как раз собираюсь сменить, тем паче, что у моего ещё и коэффициент цветопередачи маловат - я в своё время выбирал из трёх, но даже лучший из тогда имеющихся под это дело, оставляет желать сильно лучшего.
Так что будем "колхозить"))

arma
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 03 мар 2017, 00:42
Контактная информация:

Освещение

Сообщение arma » 18 янв 2022, 09:23 #47

а на каких обьективах м26 ?

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 18 янв 2022, 10:36 #48

На Митутойо М План Апо

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 23 янв 2022, 21:17 #49

Удивительная всё-таки штука - свет!
Никогда раньше не думал, что удастся сделать настолько выраженный рельеф _в исключительно_проходящем_ свете и с помощью самого обычного, в общем-то, конденсора, которому сто лет в обед. Ну, чуть меньше:

ИзображениеDetails. Onion.

Кожица лука на предметном стекле без покровного стекла. ЧБ. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Косое освещение с помощью конденсора ОИ-14 на микроскопе МББ-1А. Стэкинг 12 кадров

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 386
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

Освещение

Сообщение aptekar113 » 25 янв 2022, 11:32 #50

Да , шикарное фото..

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 26 янв 2022, 10:07 #51

Большое спасибо!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 17 фев 2022, 11:07 #52

Какое-то время назад я экспериментировал с получением темнопольного освещения проходящего, делая темнопольные вставки в конденсор КОН-3, и имитировал слегка темнопольное освещение для непрозрачных объектов с помощью осветителя диффузно-рассеянного света по мотивам Белых.
Тут захотелось уйти от КОН-3 - всё-таки это далеко не самый лучший конденсор и хотелось чего-то более интересного под хорошую оптику. Поизучал темы:
http://forum.shvedun.ru/viewtopic.php?f=6&t=7190
http://www.forum.shvedun.ru/viewtopic.php?f=6&t=1350
Поприкидывал переделки и цены на готовые варианты, и решил, что скорее пойду по пути, озвученному уважаемым Alexmar, тем более, что именно на его фотоработы я много ориентировался.
В результате, для тёмного поля проходящего света я решил использовать тот же осветитель Белых, причём хороший результат показал мой первый рабочий прототип его, который я показывал уже ранее и в теме "как сделать фото". Вот такой получился пример - дано: Штатив микроскопа МББ-1А, из держателя удалил конденсор, опустил держатель и поместил на него перевёрнутый осветитель Белых. Затем прижал его держателем конденсора повыше к предметному столику. Да, ещё накрыл его матовой полимерной плёнкой, кружок в центре которой, совпадающий по диаметру с отверстием осветителя закрасил чёрным маркером, а область над " светящимся кольцом" осветителя разделил на сегменты и закрасил их маркерами других цветов.
В качестве объекта съёмки взял кристаллизовавшийся раствор йодида калия на предметном стекле. Объектив - Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы, стэкинг, HDR
Мне понравился результат - нормальное тёмное поле, равномерное и пригодное для работы с объективом с такой числовой апертурой:

ИзображениеWeightlessness. Crystals in the dark field. Photomicrography

Очень порадовался, что удалось решить вопрос "безлинзовым" способом, не парясь с апертурами конденсоров и их аберрациями и не затрачивая средств на их приобретение, а также сил на их адаптацию к конкретному микроскопному штативу.
Цвет подобный "светофильтр" доморощенный дал довольно слабо выраженный, но это я отношу ещё к плохому качеству окраски светофильтра и тому, что он матовый и толстый - плёнку можно спокойно брать намного тоньше и гладкую, полагаю. Ну и ещё вопрос всё-таки и характеристик самого объекта съёмки и всё-таки настройки всей этой "системы" в целом - полагаю, что тут ещё многое можно улучшить, но и так результат оправдал надежды более чем - я думал, что будет значительно хуже. Конечно, здесь сделана некоторая обработка и редактура, но не особо много, от изначального варианта только что сшитого стэка отличается не сильно.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 13 мар 2022, 14:01 #53

В тему предыдущего поста - непрозрачные, а всего лишь просвечивающие объекты с таким вариантом темнопольного освещения тоже получаются информативно, структура видна, объём присутствует, окрашивание, отсылающее слегка к методу освещения по Рейнбергу тоже работает.
Пыльца альстромерии, микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Безлинзовое темнопольное освещение с цветным светофильтром, стэкинг.

ИзображениеAlstroemeria pollen in dark field

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 05 апр 2022, 10:15 #54

Продолжаю пробы с безлинзовым темнопольным освещением. Не перестаю удивляться тому, как подробно и с хорошей освещённостью получается наблюдать и снимать довольно толстые объекты с очень слабой просвечиваемостью. Насколько помню свои пробы с темнопольными вставками в обычный конденсор, там так не получается.

Лист табака сорта Вирджиния в тёмном поле. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 10x0.28 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг (51 кадр! Т.е. я "пробил" всю толщину листа и по моим прикидкам он толщиной порядка 50мкм. Самый край я, правда, вывел при ретуши стэкинга из зоны резкости - там были пылинки на стекле, мне не хотелось с этим возиться и я взял туда фрагмент одного из кадров, в котором этот участок был в расфокусе - мне так понравилось больше - "я так вижу" :)

ИзображениеVirginia tobacco leaf in dark field

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 24 апр 2022, 14:38 #55

Попробовал выяснить предел того, при какой числовой апертуре у меня может быть реализовано темнопольное безлинзовое освещение, способом, о котором писал выше.
Оказалось, что реально оно работает до апертуры 0.48 а то и до 0.55.
Дело в том, что мой китайский L Plan 50х0.55 не факт, что имеет апертуру соответствующую указанной - подобные объективы от других китайских фирм народ проверял, и выяснилось, что реальная там ~0.48, ну а как с моим - не знаю. Для проверки надо было "добраться" до объектива, с которым тёмное поле уже не реализовалось бы. Таким объективом у меня послужил обычный ЛОМО-вский ахромат 40х0.65. Вообще их у меня два разных - один на тубус 190мм. для работы без покровного стекла, для отражённого света, но его неудобно было пробовать в силу того, что он "не достреливает" до предметного стекла, а удлинняющей втулки у меня нету. Поэтому взял 40х0.65 на тубус 160мм., подпружиненный. Правда, на нём почему-то нет гравировки длины тубуса и толщины покровного стекла.

В общем, с ним уже тёмное поле не получается, зато выходит кольцевое освещение с равномерным серым (что правильно и хорошо) фоном. При этом, передача объёма лучше, чем при проходящем свете, а хроматики вылезает меньше. Т.е. тут уже апертура, при которой аберрации конденсора довольно заметно влияют на картинку - я сравнил с ОИ-14 и с моим кольцевым осветителем Белых получилось хроматики заметно меньше - софтина еле "ловит" что-то в зелёном, а в мадженте даже не определяет её хроматикой.

Поскольку объектив 40х0.65 явно рассчитан на покровное стекло, а снимаю я, да и наблюдаю, как правило, без него, я и тут решил обойтись - сделал снимок пыльцевых зёрен хризантемы, а вместо покровного стекла использовал слой глицерина - его показатель преломления довольно близок к показателю преломления стекла, т.е. критическое возрастание сферической аберрации при использовании объективов, рассчитанных на работу с покровным стеклом без него, и имеющих апертуру более 0.30 я таким манером "купировал". Ну и поскольку объектив - обычный ахромат с кривым довольно полем (кстати, для ахромата - не самым далеко кривым) - сильно кадрировал снимок (тут не самый удачный стэк из 5-ти кадров) - по сути, это самый центр, фото кликабельно:

Изображение

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 02 май 2022, 13:48 #56

Ещё пример в бенлинзовом тёмном поле - получаются хорошо объекты даже большой толщины, при этом получается разборчиво склеить стэк многих слоёв изображения - в проходящем свете так не выходит:

Хромопласты в клетках красного болгарского перца. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 5x0.14 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы, на штативе микроскопа МББ-1А. Стэкинг 21 кадр по алгоритму Карта Глубин в Helicon Focus, HDR. Тёмнопольное безлинзовое проходящее освещение.

ИзображениеChromoplasts in bell pepper cells. Dark field

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 07 май 2022, 11:22 #57

Фрагмент среза латука в тёмном поле. Ч/Б. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 10x0.28 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг.

ИзображениеLettuce. Structure in the dark field

Не могу нарадоваться, как в темнопольном освещении получается передать объёмность структуры!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 17 окт 2022, 09:56 #58

В следующий раз для оценки зернистости (а также деталей по форме зёрен и иногда имеющего место наличия зёрен более чем одного типа абразива) по высохшей суспензии прибегну к следующему варианту освещения, в очередной раз доказавшему состоятельность - проходящее безлинзовое косое освещение.
Причём, для лучшего контраста можно задействовать цветные светофильтры - по сути, освещение немного напоминает вариант "по Рейнбергу", но отличается:
в "подвале" микроскопа с убранным конденсором, на окошке осветителя располагается матовый светофильтр либо белый матовый + прозрачный не матированный. А вместо конденсора, под предметным столиком располагается кольцевой осветитель по мотивам Белых, но им обеспечивается не тёмное поле, а косое освещение, с помощью: а) отклонения плоскости осветителя от плоскости кадра и б) сдвигом его в плоскости кадра. Пространства для манёвра, по крайней мере в штативе микроскопа МББ-1А для этого достаточно даже без снятия крепления конденсора.
Т.е. по сути используются два осветителя - штатный и сторонний. Сторонний отвечает за собственное косое освещение, а штатный - за окраску. Впрочем, если она не требуется, можно обойтись только сторонним осветителем.
В качестве примера - кристаллизовавшийся на предметном стекле раствор йодида калия. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг. По горизонтали кадра примерно 1мм. реальной поверхности:

ИзображениеCrystals of potassium iodide under a microscope

Прекрасно оценивается форма и размер частиц в широком разбросе, от максимально крупных, до предела разрешения оптики (в данном случае разрешающая объектива 0.7мкм.). наиболее мелкие немного скрадываются, их покрывает налёт на стекле от того, что не кристаллизовалось из раствора, но это делу не помешает. Отмучивание же суспензии я не применяю для оценки полной картины, так как в работе мы имеем дело не с отмученной, а "как есть".

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Освещение

Сообщение oldTor » 23 окт 2022, 18:25 #59

Продолжаю пробы с осветителем ОИ-17, вообще-то люминесцентным, но никто не мешает его использовать и с обычными источниками света.
В общем-то даже удаётся в какой-то мере побороть виньетирование, немного пошаманив с экспозицией и слегка вытягивая тени.

Пара примеров:
Фрагмент змея, убиваемого Георгием Победоносцем, на монете 10 копеек. Cнято с объективом Mitutoyo M Plan Apo 5x0.14 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы, на штативе микроскопа МББ-1А. Освещение через объектив с осветителем ОИ-17, стэкинг.

ИзображениеFragment of a coin in coaxial light

И в таком же формате снял деталь - интерференционная окраска и питтинговая коррозия, сильно "разросшаяся" - стэкинг 2 кадра:

Изображение

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Освещение

Сообщение Botanic » 23 окт 2022, 19:02 #60

могу придраться, что темновато. Но по факту - совершенно шикарно :D


Вернуться в «Оптика и фото»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость