Собственно, сам метод существует уже более 100 лет.
Британский микроскопист Юлиус Рейнберг представил его в 1896 году. Подробнее о принципах метода можно прочитать в этой статье:
http://www.microscopy-uk.org.uk/mag/ind ... romar.html
Интересное обсуждение на немецком микроскопном форуме:
https://www.mikroskopie-forum.de/index. ... ic=35744.0
Ещё очень интересная статья Пола Мартина:
https://www.mccrone.com/mm/rheinberg-il ... -contrast/
И ещё статья по ссылке с микрофотопримерами и полезными ссылками:
https://www.canadiannaturephotographer. ... s2017.html
Практически метод был реализован "в стекле и железе" фирмой Цейсс - в 1930-е гг. фирма разработала аппарат для оптического окрашивания, названный «Микрополихромар». Техническое описание можно посмотреть здесь:
http://www.mikroskop-online.de/Mikrosko ... 93%20(1938)%20Mikropolychromar.pdf
Сейчас, некоторые используют этот метод, но мало кто пользуется тем аппаратом, который был создан Цейссом - их мало, они редко встречаются, особенно в хорошем состоянии и, тем более, в полной комплектации, а стоят очень дорого. Насчёт существования более поздних аналогов я не в курсе. Полагаю, их немного, так как с распространением таких методов, как фазовый контраст и ДИК (дифференциально-интерференционный контраст), освещение по Рейнбергу осталось почти что совсем "за кадром" в практической микроскопии. Однако, в силу несложной реализации этого метода подручными средствами, он применяется некоторыми энтузиастами в микроскопии и микрофотографии. Есть даже примеры "мелкосерийного" кустарного производства соответственного обвеса для некоторых типовых конденсоров микроскопов (в первую очередь Nikon и Olympus), с возможностью оснащать их разнообразными светофильтрами, обеспечивающими тёмное поле, косое темнопольное освещение и освещение по Рейнбергу:
https://www.flickr.com/photos/bauras/47770771742/
https://www.flickr.com/photos/bauras/47033341674/
Больше фото, в т.ч. конденсоров, с которыми предлагалось использовать:
https://www.flickr.com/photos/bauras/al ... 1373377923
Одно время, их можно было купить на ебее. Однако, лично меня не устроило пару моментов:
1. Цена. За напечатанную на 3D принтере вставку в конденсор и набор фильтров нужно было отдать немаленькую сумму, а кроме того, надо ещё как-то подружить эту вставку со своими конденсорами, либо прикупить какой-нибудь из тех, к которому она подойдёт.
2. Ограничения по настройке. Не очень хочется получить приспособление, которое подойдёт не для любой апертуры и подружится не с любым, использующимся мною микрообъективом без перенастройки.
Но прелесть метода в том, что его действительно можно реализовать намного дешевле и из подручных материалов, при том обеспечить некоторую универсальность - я без проблем получаю нужный результат с объективами в диапазоне апертур 0.14 - 0.42. А возможно, и больше - просто ещё не дошли руки попробовать, тем более, что сейчас, используя объективы Митутойо М План Апо (5,10 и 20х) у меня пока нет желания переключаться на пробы с другой оптикой.
Ранее, в теме "Освещение" (посты 52, 53: https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... 0&start=40 ) я уже показывал варианты именно тёмного поля проходящего света, причём реализованные безлинзовым способом, где использовал частично метод Юлиуса Рейнберга - т.е. при тёмном поле, применил светофильтр, давший некоторое окрашивание объектов наблюдения и съёмки.
Здесь же хочу показать примеры работ более близких вышеуказанному методу, т.е. с цветным фоном и более интенсивным окрашиванием объектов.
Как я уже писал в теме по ссылке выше, я использовал микроскопный штатив МББ-1А (как я его применяю с объективами на парфокальную высоту 95мм. я писал тут, пост 247: https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... &start=240 ) и снимал с него конденсор. Я ранее пробовал получать тёмное поле с помощью самодельных центральных диафрагм, помещаемых в держатель светофильтра конденсора КОН-3, но в результате разочаровался в этом методе. Во-первых - сам конденсор достаточно убогий и имеет кучу аберраций, а во-вторых, под объективы с разными апертурами, диаметр вставок приходится подбирать разный. Кроме того, освещение достаточно крупных непрозрачных или почти непрозрачных кристаллов оставляло желать сильно лучшего. Так что идею соорудить копию вышеописанных вариантов обвеса на конденсор я отмёл и решил попробовать обойтись вообще без конденсора - "чем меньше стекла, тем меньше аберраций"))
Тут ведь главное что - если хотя бы приблизительно понять принцип работы устройства, подобие можно состряпать много из чего, при этом некоторые иногда получают результаты намного превосходящие те, которые может обеспечить серийно выпускающаяся продукция.
Опустив держатель конденсора, я расположил на нём вверх ногами осветитель Белых - самый старый свой прототип его (пост 142 по ссылке: https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... &start=140 ), и он оказался очень удачным по размерам и соотношениям их. На него я стал класть самодельные светофильтры - пока что из толстой пластиковой обложки для ксерокопий (с одной стороны она матовая) - такие легко можно купить в канцтоварах (кстати, их же я применяю для... притирки заточных брусков и камней, укладывая на твёрдый притир, когда использую очень грубые фракции зерна в суспензии). Светофильтр делаю сплошным - центр не вырезаю, так как у фильтров для освещения по Рейнбергу, центральная часть должна быть существенно менее пропускающей свет, нежели внешний круг, как бы разделённый на сегменты, окрашенные по-разному. Для тёмного поля я у такого фильтра ещё и зачернял центральную часть (хотя для тёмного поля можно как раз её и вырезать) а для освещения по Рейнбергу я её оставлял как есть. В качестве же "центральной вставки, дающей фон" в моём случае выступает либо обычный микроскопный синий светофильтр, с матовой одной стороной, который я кладу на окошко осветителя в основании микроскопа, либо любой другой светофильтр по вкусу. не все из них матовые, но оставшаяся нетронутой центральная часть верхнего "окрашивающего" фильтра тоже имеет матовость, так что всё работает как надо. Сначала я думал, что интенсивности освещения для фона без конденсора будет совершенно недостаточно, но мне хватило - там у меня 3w светодиод. И в принципе, я убедился, что и при апертуре 0.14 и при апертуре 0.42 достаточно иметь возможность регулировать интенсивность света только в осветителе Белых, для установления нормального баланса освещённости фона и краёв.
Ну и теперь первый пример (другие будут позже, на днях):
Объект съёмки - кожица листа пекинской капусты на предметном стекле. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг 12 кадров.

Этот объект в обычном проходящем свете - абсолютно уныл и скучен. Бело-серый и плоский (даже при стэкинге, если, конечно, не сделать косое освещение). Теперь я его раскрасил, применив синий светофильтр в центре и красно-жёлтый (к оттенкам есть претензии, но это следствие несовершенства окраски - я пока красил тупо маркерами), окрашивающий. Получил и достаточно контрастное окрашивание деталей и объёмность изображения. Меня результат порадовал.
Позднее покажу другие примеры, в т.ч. с довольно толстыми объектами - там тоже всё получилось удовлетворительно.