Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2087
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение oldTor » 29 янв 2025, 13:16 #181

Давно мне хотелось какой-нибудь объектив, позволяющий:
1. использовать его на штативе микроскопа
2. с вменяемым рабочим расстоянием
3. с высокой степенью коррекции
4. позволяющий снимать в масштабе около 2:1 - 3:1.
У меня, конечно, есть возможность получить в этом диапазоне масштаб с замечательным планапохроматом Митутойо 5х0.14, применяя его с тубусной линзой с коротким фокусным расстоянием- порядка 100-125мм., но он высокоразрешающий, а иногда, для некоторых объектов, сложной геометрии, для стэкинга невредно иметь что-то с меньшим разрешением, но с большей ГРИП.

И такой объектив нашёлся - прикупил довольно дёшево на авито Fujinon-M c относительным отверстием f/6.3 (постоянная диафрагма) и фокусным расстоянием F=35mm.
Понятия не имею, от чего этот объектив, явно какой-то специализированный: корпус гладкий, с выступом, резьб не имеет, объектив очень компактный. Вот такой (на первом снимке он обмотан в два слоя малярным скотчем, ниже скажу, зачем):

Изображение

Для понимания габаритов объектива, снял его рядом с микроскопным Ломо 4,7х011 П:

Изображение

Пока что, для тестов, закрепил его временно в переходнике с м27 на RMS, для чего как раз и потребовался малярный скотч - в отличие от изоленты он имеет куда легче удаляющийся и не плывущий клей, кроме того, он на основе пропитанной чем-то бумаги, и позволяет удобно и плотно закреплять подходящие по диаметру оправы в резьбовые переходники - они "нарезают" на нём резьбу непринуждённо и довольно надёжно. Мне потребовалось в два слоя наклеить такой скотч и всё закрепилось как надо:

Изображение

Да, я, конечно попробовал объектив в "прямом" положении, т.е. надписями "к объекту съёмки", но результат мне не сильно понравился - плоское поле не так широко, как хотелось бы. Зато в реверсном положении (маркировкой к матрице камеры) - всё прекрасно.

Вкрутил объектив в револьвер микроскопа МББ-1А и, для начала, установил самый короткий пустой тубус, какой удалось сделать имеющимися переходниками. Снимал на матрицу кроп 1,5 с шагом пикселя 4,29мкм. Поскольку фотохостинг не любит такие крупные файлы, прикрепляю ссылки на яндекс-диск с ними (камджипеги) - вот такой получился минимальный масштаб съёмки. Цена деления шкалы = 100мкм.:

https://disk.yandex.ru/i/Xvh5qXObcbuhAA

Т.е. получилось примерно 2,26:1. Поле плоское, картинка резкая, намёков на хроматику не наблюдается, и это при том, что освещал я как попало - конденсор снят, под предметным столиком просто лежит накамерный осветитель в виде сборки из кучки диодов, покрытых не очень хорошим рассеивателем.
Да, рабочее расстояние составило 32мм.

Далее я стал увеличивать длину тубуса, и, соответственно, масштаб съёмки.
Вот 3,05:1 - мне всё очень нравится:

https://disk.yandex.ru/i/AvbbUuUknnwONg

В принципе, на этом можно было бы и закруглиться, но стало интересно, каков же предел.
Увеличил масштаб ещё, до, примерно, 6,4:1 - это уже мягковато, но ещё не чрезмерно, в принципе работать можно, но уже не с таким небрежно поставленным светом:

https://disk.yandex.ru/i/0cBRKYU26xih-A

Так что я решил чуть внимательнее отнестись к освещению и поставил на место конденсор.
Ну и прибавил масштаб ещё немного - до 7,12:1 - конечно, с настроенным чуть менее небрежно освещением, стало лучше, и даже при таком масштабе, дифракционное смягчение ещё не слишком сильное:

https://disk.yandex.ru/i/nd3PNmtbl9iDAw

Ну и, наконец, прибавил ещё, до наступления явно избыточного дифракционного смягчения - тут примерно 7,97:1:

https://disk.yandex.ru/i/wHoYcXMzd4EWZQ
- настройка освещения как для предыдущего кадра стала негодной, в общем уже "всё".

Ну что же, диапазон масштабов мне вполне нравится, плоскость кадра тоже, равно как и отсутствие хроматики.

Ради интереса попробовал ещё снять с ним с тубусной линзой и на другую камеру, тоже кроп 1,5, но с размером пикселя 3,04мкм. В качестве ТЛ выступила Raynox DCR-150 (фокусное расстояние 208,3мм.) - масштаб 6:1 (вообще странно - он должен быть 5,95:1 - если, следуя стандартному расчёту, разделить фокусное ТЛ на фокусное объектива, но всегда есть некоторые погрешности - возможно, ТЛ не в идеальном фокусе в "бесконечность", и/или дело в реверсном положении фуджинона, или в допуске на его фокусное расстояние при производстве - это не редкость):

https://disk.yandex.ru/d/6CsrHSkejd8dEA

Это получилось, с одной стороны, куда лучше, чем 6,4:1 ранее, но кое-чем и хуже.
Лучше в том плане, что разрешение явно повыше, причём явно выше чем это зависит от разницы между 6:1 и 6,4:1, как мне кажется, как и контраст, однако по аберрациям - хуже - объектив настолько хорошо исправлен сам, что добавление даже очень хорошей ТЛ, а также и конденсора - сразу добавили хроматики - при просмотре в 100% видно, как от центра к краям всё более заметны цветные окантовки линий.
Хотя самый центр остался хорошим - вот в том же масштабе уже микрометрическая шкала с ценой деления 10мкм. - и даже явно мягкие линии тут не страдают цветными окантовками:

https://disk.yandex.ru/i/qP9wxDtEQBJ1hg

Конечно, применение тубусной линзы, позволяет получить эффективную диафрагму с точки зрения матрицы несколько более открытую, что хорошо для некоторого "отодвигания" момента наступления слишком явного дифракционного смягчения, а более мелкий пиксель в таких масштабах позволяет лучше дискретизировать картинку, построенную объективом, но стоит ли оно появления ХА? Тут вопрос спорный, поскольку их появление очень мало и для объектива и ТЛ (не говоря уж про конденсор) не заявленных апохроматическими - они более чем скромные. Но когда постоянно работаешь с ПланАпохроматической оптикой, это уже не кажется так уж хорошо, и хочется иметь действительно "чистую" от аберраций картинку по всему захватываемому полю зрения. Я, конечно, потом ещё попробую с другой оптикой в качестве ТЛ, так как такой масштаб мне всё равно велик для этого объектива, и ТЛ с фокусным куда меньше - порядка 125 и 100мм., были бы куда интереснее для меня, но это всё потом. Главное, что он прекрасно себя ведёт без ТЛ в интересующих меня масштабах. А бОльшие у меня с лихвой "закрыты" другой высококачественной оптикой.

Ещё для оценки отсутствия хроматических аберраций добавлю снимок - объектив в реверсе (буковками к камере), масштаб примерно 3,92:1 на матрицу кроп 1,5 с шагом пикселя 4,29мкм. Ресайз с 5472 до 5000 пикселей по длинной стороне (чтобы на фотохостинг влезло):

Изображение

Свет тут специально небрежный косо падающий, как раз в котором ХА обычно хорошо проявляются, а характерный рельеф даёт переотражения, которые слегка "моют" его. Даже при таком раскладе я ХА здесь не наблюдаю - отличное стекло этот фуджинон-М, и грип при таком масштабе мне нравится, и даже соотношение разрешения и резкости при даже таком свете - можно оценить потенциал.

Достался мне этот объектив за 1800 рублей на авито, и, надо сказать, что я не знаю ни одного микроскопного объектива не только за такую, но и за на порядок большую цену, который бы имел настолько плоское поле, такую шикарную коррекцию ХА, и при том такое удобное рабочее расстояние.

Ну и первая проба с ним:
Игла морского ежа, найденная в коралловом песке. Снято с объективом Fujinon-M f/6.3 F=35mm в реверсном положении на штативе микроскопа МББ-1А. Косо падающий свет. Стэкинг 41 кадр. Масштаб съёмки 4,27:1, кадрирование. Длина иглы ~ 2.38мм.

ИзображениеSea urchin needle

В оригинальном размере снимок не отличается резкостью, хотя и "безнадёжно мягким" я его тоже не могу назвать. Попробуем разобраться в деталях.

Выясняя причины размытия, бывает непросто определить, что именно его вызывает и в каком соотношении. И здесь, конечно же важно рассматривать оба варианта - и собственно дифракцию, и семплирование.

Поскольку из обзора на этот объектив известны некоторые его параметры и известно, как он применён, то несложно прикинуть, что именно оказалось доминирующей причиной мягкости изображения в оригинальном размере.

Что известно:
Объектив с фокусным расстоянием 35мм и постоянной диафрагмой 6.3 применён в реверсном положении с пустым тубусом, обеспечивающим масштаб съёмки 4,27:1 на матрице кроп 1,5 с шагом пикселя 4,29мкм.

Это уже вполне достаточно для прикидок.
Если игнорировать "фактор зрачка", приняв, что, цитирую: "Фактор зрачка не имеет большого значения, когда линза сфокусирована около бесконечности или когда она перевернута и используется с большим увеличением." (Источник - пост от Вс Апр 19, 2015 10:27 в теме: http://www.photomacrography.net/forum/v ... =29&t=8895 ), и зная, что эффективная диафрагма с точки зрения матрицы для объектива, увеличение с которым достигнуто длиной пустого тубуса вычисляется вот так:
f_eff = f_nominal * (увеличение + 1) (источник: https://www.photomacrography.net/forum/ ... 29&t=44327 ), то мы получаем, что для камеры данная компоновка для съёмки давала эффективную диафрагму 6.3*(4,27+1)= f/33.2

Уже этого более чем достаточно, чтобы считать основной причиной мягкости изображения дифракционное размытие.

Но пойдём дальше. Для получения числовой апертуры данного объектива, воспользуемся следующим расчётом: NA = m/(2*f_eff) (источник - пост от Пт Дек 02, 2022 4:17 pm в теме: https://www.photomacrography.net/forum/ ... macro+lens ) - где NA - числовая апертура, m - масштаб съёмки/увеличение, f_eff - эффективная диафрагма (которую мы выше только что посчитали) и получим: 4,27/(2*33.2)=0.06.

Итак, наша числовая апертура "на объекте съёмки" равна 0.06. При расчёте мы сделали некоторые допущения в плане игнорирования фактора зрачка, однако эта цифра выглядит в любом случае близкой к реальности - она вполне согласуется с известными расчётами и конкретными данными в сети для промышленных и микроскопных объективов малых увеличений, обычно рассчитанных на увеличение 1-3х.

Теперь посчитаем разрешение объектива с такой числовой апертурой - учитывая, что объектив с высокой степенью коррекции и "относительно современный", полагаю можно посчитать по критерию Аббе, а не Рэлея. Т.е. R= 0,5*λ/NA. За значение Лямбда возьмём ныне действующий стандарт длины волны 550 нанометров для середины видимого диапазона.

Таким образом, разрешение этого объектива у нас в самом лучшем случае и близко к теоретическому пределу, будет составлять 0,5*550/0.06 = 4 583 нанометра, т.е., округлённо, 4.58 мкм.

Зная, что была использована камера с шагом пикселя 4,29мкм. и что масштаб съёмки был 4,27:1, получаем, что размер проекции единицы разрешения на матрицу у нас составляет 4,58*4,27= округлённо 19,56мкм. Теперь поделим эту цифру на размер пикселя 4,29мкм. и получим значение дискретизации 4,56 пикселя.

Это _совершенно_ нормальное, хорошее и прекрасное значение дискретизации, при котором мы должны полностью разрешить изображение, построенное объективом. Т.е. никакого "оверсемплинга" у нас нет. Однако, надо понимать, что полное разрешение всех деталей изображения, никогда не дают предельной резкости, о чём я ранее уже не раз писал и ссылался на темы Рика Литтлфилда, где он объяснил и разжевал это всё максимально подробно:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... f=8&t=2439
https://www.photomacrography.net/forum/ ... =8&t=41213

Однако, и столь размытым изображение не может быть, если в него не вмешается сильно дифракция, что мы и наблюдаем на снимке, который я привёл в качестве первой пробы. По-моему, получился наглядный пример именно влияния дифракционного размытия на конечный результат, при том, что семплирование было выполнено "практически идеально".

Поскольку мне часто задают вопросы о разных объективах, которыми я пользуюсь, я постарался сделать пример, в котором изображение, на мой взгляд, достаточно неплохое, и даже не безнадёжно размытое (есть куча ситуаций, в т.ч. как раз в микрофотографии, с куда более сильными и по увеличению и по разрешению объективами, когда именно дифракция будет постоянно мешаться, как ни выполняй семплирование, и где в оригинальном размере картинка просто не может быть в принципе особо резкой), но при том несложный расчёт показывает, что причиной размытия является именно дифракционная составляющая. Ну и вот к этому примеру мне будет удобно обращаться.

Чисто практически, если такой снимок "для веба" - интернет-публикаций, то он вполне хорошо выглядит, на мой взгляд, в развёртке до, примерно, 62%. Если же предполагается использовать в полноразмере - например, печатать - конечно, с ситуацией надо что-то делать: либо удалять родную фиксированную диафрагму и либо использовать без неё, либо устанавливать более широкую (6.3 всё-таки очень узкая диафрагма в принципе, особенно, как можно видеть, для таких масштабов - обычно для них нужна не уже f/4, а лучше ещё заметно шире). Либо подобрать подходящую тубусную линзу (при прочих равных, ТЛ способна обеспечить несколько более широкую эффективную диафрагму при том же масштабе съёмки, при условии, что ограничивать апертуру будет по прежнему "основной объектив" - это можно увидеть во второй формуле по сравнению с первой, в теме, на которую я уже выше в данном посте ссылался - https://www.photomacrography.net/forum/ ... 29&t=44327 ), либо, банально использовать этот объектив в масштабах меньших - при которых эффективная диафрагма будет куда "более приличной" и дифракционное размытие не будет таким явным.

Возникает вопрос, как эта проба соотносится с тестовыми снимками в разных масштабах в обзоре объектива ранее?
Там мне показался неким "оптимальным максимумом" масштаб около 3:1. Но при том и около 6,4:1 мне не показался чрезмерно мягким и вот это уже с "реальными объектами съёмки" в разбираемой пробе соотносится плохо. Я это вижу в особенности объекта. В отличие от плоской масштабной шкалы с чёткими делениями, объект на разбираемом снимке в принципе не контрастен, имеет сложную форму и не имеет особо резких и чётких фрагментов, что явно не способствует тому, чтобы применять для него масштаб свыше оптимального. Это к слову о том, что "тестовые шкалы" - не так уж много могут сказать о реальных пределах эффективности оптики, о чём и уважаемый Рик Литтлфилд неоднократно писал. И чем дальше мы от некоего "максимального оптимума" - тем этот разбег усугубляется. Т.е. объект съёмки и специфика его освещения неизбежно вносят свои коррективы по применяемому диапазону масштабов для того или иного объектива.

Rafki
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 18 ноя 2021, 12:50
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение Rafki » 30 янв 2025, 21:48 #182

Если провести аналогичный расчет для Fujinon-EFC 55mm. f/6.0 при масштабе m=2:1, то получим:

Feff= 6x3= 18

NA = m/(2*F_eff)=2/36=0.0556

Разрешение= 275/0.0556=4946(nm)=4.95mkm

С другой стороны, видимый диаметр входной линзы Fujinon-EFC 55mm. f/6.0 примерно 11.5мм. Масштаб 2:1 он дает при расстоянии от объекта до поверхности линзы 70мм. Исходя из определения апертуры NA как синуса угла между осью и образующей входного конуса получаем
угол a=0.08195885 rad
https://www.calculator.io/ru/калькулято ... угольника/
NA= sin(a)=0.082
Разрешение= 275/0.082=3354(nm)=3.35mkm

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2087
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение oldTor » 30 янв 2025, 22:21 #183

Всё несколько сложнее и если первый расчёт мне кажется вполне соответствующим реальности, то второй - не очень.
Обосную:
Если бы диаметр входной линзы был бы входным зрачком - то да. Однако это не так. Для корректного расчёта с входным зрачком, придётся прочитать тему, ссылку на которую я дал выше: https://www.photomacrography.net/forum/ ... =29&t=8895 и разобраться с "фактором зрачка" или, как минимум, с размером входного зрачка.

В любом случае:

"Материальная диафрагма, изображение которой есть входной зрачок, – это апертурная диафрагма, а ее изображение в пространстве изображений – выходной зрачок."

Это сказано много где, но в данном случае источник вот: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/da ... sAllowed=y

А именно апертурная диафрагма определяет и ограничивает числовую апертуру, а вовсе не диаметр входной линзы - он запросто может быть сколько угодно больше. Вместо него нам нужно работать именно со входным зрачком. Точнее тем, который у нас будет входным в зависимости от ориентированности объектива.

Конечно, я тоже при расчёте делал допущение, однако на основании чтения вышеуказанной темы, я считаю использованное мною допущение "меньшим". И учитывая, что оно даёт расчёт "хуже" с точки зрения разрешающей - мне оно кажется тем более ближе к реальности, нежели ситуация с диаметром входной линзы, которая в случае с реальными объективами не является ограничивающим числовую апертуру фактором, в отличие от апертурной диафрагмы объектива/входного зрачка.

Об этом и Рик Литтлфилд писал в одной теме:
"Что касается расчёта, то максимально возможную светосилу для любой линзы (в воздухе) можно рассчитать просто как 0,5 * диаметр передней линзы / рабочее расстояние. Учитывая ваши значения, получается 0,5 * 24 / 48 = 0,25.

Однако эта формула вскользь предполагает, что весь диаметр передней линзы используется для сбора света для каждой точки объекта съёмки. На практике это почти никогда не происходит. В большинстве случаев конус света для одной точки объекта съёмки использует только часть передней линзы, а для разных точек объекта съёмки используются разные части передней линзы. (Вы можете легко увидеть это, заглянув в переднюю часть любой обычной линзы. Обратите внимание, что максимальная диафрагма объектива выглядит намного меньше, чем диаметр переднего элемента, и подумайте, что это означает для различных частей поля зрения."

Источник - пост от Сб 11 ноября 2023 19:06 в теме по ссылке:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... =8&t=46661

Rafki
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 18 ноя 2021, 12:50
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение Rafki » 31 янв 2025, 00:00 #184

Спасибо, почитаю. Но то , что вы упоминали как фактор зрачка, в данном случае объектив в расчетном положении,т.е. указанная диафрагма соответствует, и м=1. Кроме того диаметры линз одинаковые.

Rafki
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 18 ноя 2021, 12:50
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение Rafki » 31 янв 2025, 02:43 #185

Диаметр входного зрачка легко определить, зная фокусное расстояние и диафрагменное число: 55/6=9.17
Положение уже сложнее. Если прибавить к расстоянию до первой линзы 10мм, то получим значение апертуры 0,058 и разрешение - 4.74 мкм

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2087
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение oldTor » 02 фев 2025, 15:14 #186

Продолжил с Фуджинон-М.

Раковина. Макро с объективом Fujinon-M f/6.3 F=35mm в реверсном положении с геликоидом. Масштаб съёмки 1.7:1. Стэкинг, кадрирование. Длина раковины ~5.5мм. Освещение косо-падающим светом от двух источников - накамерные светодиодные сборки с диффузорами, использованные отдельно на держателях типа "гусиная шея", направленные на срезанный с двух сторон шарик для пинг-понга, выступающий ещё одним диффузором.

ИзображениеShell. Macro

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2087
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение oldTor » 07 фев 2025, 12:06 #187

На одном довольно известном ресурсе по объективам, появился крупный сравнительный обзор объективов Ломо - план 9х0.20, план 10х0.22 и некоторых других.
Несмотря на подробности и графики, очевидны странности и явные несоответствия в приведённых данных и выводах.

Например, почему-то, для ОМ-2 (Ломо План 9х0.20) приведено значение ХРУ аж в 2% (!!!) - если бы это было так, снимать с ним в прямой проекции без компенсационной оптики было бы вообще невозможно с получением того качества, которое демонстрировала и моя личная практика и опыт некоторых других микрофотографов, чьи снимки с таким объективом весьма хороши - работать с ним можно вполне достойно. И уж точно 2% ХРУ там нет. Наоборот, данные на микроскопном ресурсе, в т.ч. приведённые человеком, работавшим когда-то в ЛОМО, указывают на ХРУ около +0,50%.

Ещё один и совершенно мне непонятный момент, каким образом автор получил значение разрешающей для обсуждаемых в обзоре объективов, "~30-35 лин/мм разрешения".
Это очевидная грубая ошибка, на которую я ему указал в своём комментарии. Я бы вообще не парился - мало ли ошибок гуляет по интернету, но этот ресурс всё-таки очень многим известен, чтобы это просто проигнорировать.

Поскольку мне неизвестна будущая судьба моего комментария на том ресурсе, приведу его здесь, и приложу присоединённый там пример, опровергающий указанные автором обзора данные по разрешению (кроме того, я ещё ворчу, что когда уже начнут вместо "линий на миллиметр" писать, как положено, НЕ упрощённо: "_пар_линий_на_миллиметр_". А то ведь некоторые могут и ошибиться в два раза, не осознавая, что разрешение указывается в именно "парах линий на миллиметр").

Итак:
Не очень понятно, каким образом получена цифра в разрешающей способности порядка 33 пар линий на мм.:
“ЛОМО План 10×0.22 (который даже не Fluor-Plan и имеет те же ~30-35 лин/мм разрешения)”

Если бы это было так, ни он, ни план 9х0.20 тем более, не прошли бы никакой контроль при производстве, ибо это был бы окончательный и бесповоротный очевидный брак.

И на ваших же примерах, вы не смогли бы разрешить шкалу объект-микрометра с ценой деления 10мкм.
Просто потому, что 33-35 пар линий на мм. – это разрешающая порядка 14-16 с копейками мкм.

Тогда как элементарный расчёт даже по стандартам старым, когда за середину видимого спектра принимали не 550 а 560 нанометров и использовали формулу с коэффициентом Рэлея а не Аббе (более близкой к теоретическому пределу, и которая используется ныне -несложно посчитать по ней и убедиться, взяв паспортные значения разрешающей из каталогов, например, современных Никон и Митутойо сделаны именно в соответствии с ней – с коэффициентом 0,5 и длиной волны λ=550nm) – даёт разрешающую 1,55мкм.

Прикреплю один из своих старых технических снимков с Ломо План 10х0.22 Л – шкала объект- микрометра снята в тех же условиях, что и объект, и наложена. Если открыть в графическом редакторе и осуществить попиксельный просмотр, обнаружим, что на 10мкм. приходится 28 пикселей, стало быть на 1мкм. приходится 2,8 пикселя. Сопоставляя это с рисками абразива на объекте (пример тонкой заточки высокованадиевой порошковой стали cpm S90V) – обнаружим, что расчётное линейное разрешение объектива в 1,55мкм.занимающее на снимке 4,34 пикселя – _реализовано_: многие риски, которые видны раздельно, т.е. _разрешаются_ – имеют между собой расстояние в 2-3 пикселя.

Правда, надо сказать, что и семплирование изображения, построенного объективом, выбрано у меня корректным образом – на проекцию единицы разрешения на матрицу приходится около 4-х пикселей. При меньшей выборке – например, не превышающей критерий Найквиста, многие эти риски не были бы разрешены, а если бы был оверсемплинг и на проекцию единицы разрешения приходилось бы более 6-ти пикселей – многие пары рисок не разрешались бы из-за чрезвычайно низкого контраста, постепенно превращающегося из "светлое/тусклое/cветлое/тусклое" в “серое/серое/серое/серое". Но это уже другая история.

Снимки я, естественно, делал с прямой проекцией на матрицу, причём с увеличением длины тубуса до масштаба съёмки примерно 12:1 или около того, чтобы дискретизация изображения, построенного объективом, была адекватной и чтобы бОльшую часть поля занимало широко исправленное по кривизне поле.

Таким образом, несложно убедиться, что заявленную числовую апертуру и определяемое ею разрешение, объектив _честно_отрабатывает. Так что, при всём уважении к потраченным вами усилиям по тестам, либо в их методику, либо в вашу интерпретацию результатов – вкрались существенные ошибки, которые вводят в заблуждение относительно реальной разрешающей способности этих объективов.


Изображение

Снимок кадрирован для удобства, кликабелен и доступен для скачивания. Для адекватного попиксельного просмотра и анализа, необходимо его скачать и открыть не в "просмотрщике фотографий" а в каком-нибудь _графическом_редакторе_, который позволяет просмотр более чем в 100% развёртке и при этом не пытается самостоятельно размывать изображение.

В общем, такие обзоры нас учат тому, что даже "достаточная наукообразность обзора с кучей графиков и пр." - ещё не гарантирует того, что автор всё верно указал.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2087
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Объективы для макро и микрофотографии. Компоновка оптики для макро и микросъёмки

Сообщение oldTor » 16 фев 2025, 14:48 #188

Не раз снимал пыльцу хризантемы, но вот захотелось снять её совершенно сухую. Для этого, чтобы картинка была получше, предпочтительнее обойтись без покровного стекла, но снять хотелось с объективом, который его требует: Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 40x/0.65 ထ/0.17-А

Поэтому я воспользовался известным способом компенсации отсутствия покровного стекла для объективов на систему "бесконечность": обычно для этого нужно нарушить правильную компоновку бесконечной системы и вывести тубусную линзу из положения "бесконечность", увеличив дистанцию от матрицы до ТЛ. При этом, обычно, рекомендуется и сокращать дистанцию между объективом и ТЛ до минимальной, однако в моём случае это было нецелесообразно и неудобно, кроме того, хотелось на будущее выяснить возможность такой компенсации и для работы в отражённом свете (хотя наличие светоделителя, скорее всего потребует при таком раскладе ещё коррекции добавленной длины тубуса), поэтому расстояние от ТЛ до объектива было значительным.

Тем не менее, удалось экспериментально выяснить для используемого объектива подходящую добавленную длину тубуса такую, при которой:
1. изображение приблизилось к чёткости, которая получается с покровным стеклом
2. хроматические аберрации не приросли сколько-нибудь заметно.
3. дистанция от ТЛ до объектива - была значительной.

Надо учитывать, что поскольку при выведении ТЛ из расчётного положения, каждый объектив будет с каждой же ТЛ вести себя совершенно непредсказуемо, поэтому конкретная длина, добавленная к моему тубусу, скорее всего окажется не подходящей к другим объективам - в силу и их особенностей, и в силу моей ТЛ, и в силу нестандартной дистанции от ТЛ до объектива.
Например, для одного известного бесконечного объектива, как проверяли на известном ресурсе Photomacrography.net - оптимумом оказалась добавленная длина около 40мм. Вот здесь можно почитать обзор:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... =8&t=48048

Также, несколько ранее было целое обсуждение, возможно кому-то окажется полезным - вроде бы там касались и вопроса подобной коррекции для объективов с "конечным" тубусом, но неявно: https://www.photomacrography.net/forum/ ... glass+myth
При том, сам принципиальный способ далеко не новый: введение поправки на разность толщин покровных стёкол (а, стало быть, и возможность приблизиться к некоторой разумной компенсации отсутствия покровного стекла, по крайней мере в некоторых случаях) при применении объективов на "конечный" тубус, при отсутствии у самого объектива корректирующего кольца, решалась, к примеру, регулируемыми по длине тубусами, например, вот такими:
https://scopica.ru/proj/pryamoy-vyidvizhnoy-tubus/

Но возвращаюсь к "бесконечности".

В моём случае - добавленная длина, которая мне показалась наилучшим компромиссом, оказалась примерно 29мм.

Вот такой получился снимок:
Пыльца хризантемы под микроскопом. Светлое поле проходящего света. Микрофото с объективом Carl Zeiss Jena GF-Planachromat 40x/0.65 ထ/0.17-А с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы на штативе микроскопа МББ-1А. Снято без покровного стекла, для компенсации отсутствия которого добавлена длина тубуса. Пиксель-шифт, стэкинг 27 кадров, кадрирование, ресайз. Камера Fujifilm X-T5

ИзображениеChrysanthemum pollen under a microscope. Bright field


Вернуться в «Оптика и фото»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей