Опробовал я ещё один объектив, полученный от Марата.
Да, габариты и вес впечатляют! На втором фото, ради понимания размеров, рядом расположил обычный объектив:
Какой же он тяжёлый.. Взвесил - 423,7 грамма. С ума сойти.
Попробовал его сначала с пустым тубусом, хотя предполагал, что он на бесконечность. Все снимки - камджипег, по клику перейдя на фотохостинг, можно по ещё одному клику открыть оригиналы.
С пустым тубусом ХА сильно прирастают при наблюдении металлических объектов, но на брусочке из кварцевого зерна на керамической связке (БРИЗ 4000JIS) это не было заметно.
Зато очень заметны геометрические искажения - в таком варианте применения он кажется обычным ахроматом:
Попробовал его с ТЛ F=250мм. - другое дело - планахромат.
Рабочее расстояние я намерял около ~11мм. Правда, толку от них немного -при таком "калибре" очень сложно нормально осветить, а в моём осветителе по мотивам Белых - отверстие для него слишком мало, пришлось светить сбоку - как следствие, при такой апертуре (0.50), рельеф лучше выглядеть не стал, а "мути" прибавилось:
ББ уехал, так как я не делал новый замеряющий снимок после пустого тубуса.
Да, поскольку у меня нет микроскопа, на который можно было бы установить такую здоровую дуру, пришлось всё делать в горизонтальном расположении камеры, тубуса и объектива, а поскольку все мои "подложки" рассчитаны на обычные варианты, не такого размера и веса, то было довольно трудно расположить, тем более даже без микрометрического столика, вручную, слайд микрометр идеально в плоскости кадра. С 10х и даже 20х объективами я это делать навострился, а вот с 40х это уже оказалось не реализуемо. Не, на спор я бы, конечно, попарившись подольше, сделал бы это, но смысл...
Вот так, в общем, получился слайд-микрометр при ТЛ F=250мм.:
Далее я попробовал его с телевиком олимпус 200мм. и обнаружил, что масштаб слишком уж отличается от ожидаемого для 40х.
Он заметно меньше:
Из чего я делаю вывод, что рассчётное фокусное тубусной линзы для этого объектива - всё-таки F=250mm.
Попробовал снять кристаллы йодида калия на предметном стекле с телевиком, располагая сзади (на просвет) источник света - без какого-либо конденсора, тот же осветитель Белых, слегка его наклонив так, чтобы предметное стекло выглядело "матово белым". ББ выставил автоматический.
Одним кадром - как можно видеть, ХА довольно скромные и в целом всё вполне прилично:
А вот если осветитель сдвинуть так, чтобы фон потемнел и свет падал под бОльшим углом - ХА начинают проявляться довольно сильно, но заметно, что их пытались как следует исправить - нет ни густого зелёного ореола, у синего довольно приятный оттенок (не маджента, доставшая по самое никуда в других объективах - тут она выражена слабо):
И в целом, всё это можно поправить при редактуре - последний снимок я потом взял уже в раве, кадрировал слегка и подредактировал, насколько получилось - вышло вот так (характер постобработки может быть спорным, но мне понравился такой вариант):
А вот результаты заточки какого-нибудь клинка мне вовсе не удалось снять, так как, повторюсь, несмотря на рабочее расстояние в целых ~11мм., при огромном диаметре объектива и фронтальной линзы его, которая улавливает кучу засветки, доставить освещение теми же способами, что при аналогичной съёмке с объективами более слабыми и обычного размера - мне не удалось. Т.е. нужно делать отдельный осветитель.
Резюмируем:
Планахроматический объектив 40х0.50 на систему "бесконечность", предположительно рассчётное фокусное расстояние тубусной линзы F=250мм., вес 423,7 грамма, длина объектива вместе с резьбой RMS ~ 91мм., рабочее расстояние ~11мм. Довольно неплохо исправлен по ХА - получше обычных планахроматов.
Не стоит обольщаться большим, по меркам обычных микроскопных объективов, рабочим расстоянием (особенно для такой кратности):
так как апертура довольно высокая, ГРИП соответственная, то к освещению придётся подходить принципиально более тщательно, чем при съёмках на объективы малых увеличений (до 20х) - тут нужна тщательная настройка именно осветителя, позволяющего эту настройку осуществлять. Иначе возможности объектива реализованы не будут. Собственно, это касается любых микроскопных объективов, но всё-таки, до 10х включительно, а то и чуть больше, можно себе позволить не слишком заморачиваться со светом. Но на объективах от 20х и с апертурой от 0.40 и выше - это уже не прокатит.