ХватНа ролике, представленным Николаем, с моим участием, показал приёмы и положения которым меня учили профи.
[video]http://www.youtube.com/watch?v=fdmrMNDL5Bw[/video]
Как оказалось на практике самое трудное:
- держаться расслабленным,
- легко держать клинок,
- и не давить.
Это основа для тактильных ощущений и их правильного понимания, как оказалось в последствии лично для меня.
[src] Обратите внимание на хват ножа при работе на ролике выше.
Обратите внимание на хваты ножей при заточке и на этом ролике.
[video]http://www.youtube.com/watch?v=QAWfV6VjAHw#t=529[/video]
Обратите внимание на постоянное присутствие пальцев другой руки на спусках.
Еще во время моего обучения мои наставники говорили, что пальцы на спусках это антенны твоих тактильных ощущений.
Попробуйте - положите указательный или большой палец при захвате за рукоятку одновременно с пальцами свободной руки на спуск как на роликах, теперь попробуйте просто на столе поймать прилегание подвода ножа к столу - Вам это удастся сделать быстрее и более внятно.
При таких хватах ножа уже при заточке Вам легче будет почувствовать ощущения и выбрать режимы. Только сильно не давите.
При работе на крышах это у меня присутствует постоянно вместе с указательным пальцем на абразивной планке рамки.
[src]ПозаПоймать это ощущение, когда расслаблены не участвующие в работе мышцы, наиболее удобно, если при работе рука, удерживающая клинок, согнута в локте не менее, чем под 90 градусов.
Если она задрана выше, то почувствовать плечо, локоть и кисть "свободными" - намного сложнее.
Необходимо, чтобы свобода руки шла от плеча: нельзя задирать плечи и сидеть или стоять в недостаточно комфортном положении - всё это отвлекает и мешает работе.
Прижимать локоть к корпусу, в попытке сделать движения более стабильными - ошибочно.
Когда привыкаешь, уже можно и в любом положении практически поймать нужное ощущение и свободу.
[src]Расположение клинка на камне Почему япоши совершают рабочее движение при заточке с поворотом клинка в районе 45 градусов к направлению этого движения? (риски на подводах получаются под 45 градусов к линии РК).
Ответ - подводы имеют малую ширину, отсюда, при заточке без приспособ и перпендикулярно линии РК неизбежно качание рук даже у опытного мастера.
При развороте клинка ширина фаски резко увеличивается в сечении вместе с длиной линии контакта фаски с камнем, что препятствует качанию.
Качание почти отсутствует при движении вдоль РК - подвод своей длиной не даст качаться.
[src]японцы выполняют финиш движением направленным всегда под весьма малым углом почти параллельно РК, потому как в этом случае идет более благоприятное распределение зерна и качание подвода резко снижается, а отсюда и более предсказуема геометрия подвода.
[src]