Мусат

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Мусат

Сообщение Botanic » 22 сен 2016, 23:10 #1

Путеводитель\ Путеводитель по абразивам \ Мусат
черновое, не сортировано



  • что такое
  • виды мусатов
    1. насечка
    2. керамический
      Правка мусатов и цилиндрических камней http://forum.guns.ru/forummessage/224/865170.html
      керамические муссаты http://forum.guns.ru/forummessage/224/756658.html
      TAIDEA vs Idahone http://forum.guns.ru/forummessage/224/1764721.html
    3. сталька
      см. также Гладило
      http://forum.guns.ru/forummisc/edit/224 ... /m15718132
      Большинство мясников используют гладкие мусаты из твёрдой стали, называют их "сталька", как правило самодельные. На вопрос из чего сделан: или напильник или с их слов "электрод для подводной сварки, сейчас такие не найти, раньше продавались". Лично мне мусат с продольной насечкой фирмы Geisser не понравился - он не выравнивает РК, а царапает её. Работаю гладкой сталькой из напильника.
  • функции
  • преимущества и недостатки
  • вид РК после мусата
    +\- (процесс правки с точки зрения физики) Правка ножей на коже с пастой. ЗА и ПРОТИВ. https://www.youtube.com/watch?v=133oP_0SZHg
    см. кромку после мусата у Juranitch (картинка уже вынесена)
    +\- что-то должно быть у Ярослава, Тодда Симпсона

  1. http://forum.guns.ru/forummisc/edit/224 ... /m16375953
  2. мусаты http://forum.guns.ru/forummessage/224/448205.html
  3. Что есть правильный мусат и где такой взять в Питере http://forum.guns.ru/forummessage/97/206010.html
  4. Муссат - http://forum.guns.ru/forummessage/5/371900.html
  5. #см. часть есть еще в О доводке РК острой кромкой, гладила
  6. еще в подборке "о заточке клинков"
  7. Геннадий Прокопенков - Утренняя гимнастика
  8. http://www.cookingknife.ru/aShow.aspx?id=66
  9. Прокопенков - мусат https://www.youtube.com/watch?v=L9bD72Z7D3o
  10. https://forums.egullet.org/topic/26036- ... harpening/
    Гладкий мусат(сталька) - для выправки заминов. Не имеет абразивного воздействия, поэтому процесс более длительный, но и меньше риска испортить РК.
    С насечкой - работает как напильник. Следует проявить аккуратность, потому как достаточно шустро утачивает ножи и легко испортить РК.
    Не следует давить.
    С алмазным покрытием - считается более тонким в работе, чем мусат с насечкой. Аналогично - давить не следует.
    Керамический мусат - имеет абразивное воздействие, но не столь агрессивный, как мусат с насечкой или алмазный.

    Когда мусатить: каждый раз перед работой. Не после, потому как выправленные замины могут завернуться обратно.
    Перед заточкой тоже неплохо выправить замины, чтобы не снимать стали больше, чем нужно.
    Имеет смысл пройтись мусатом и после заточки, чтобы выгладить поверхность подводов, навести зубчик.

    Как мусатить: не стоит зажимать локоть - все делать медленно, плавно и без усилий\напряжения. Это поможет выдержать угол и избежать ошибок. Следите, чтобы кончик не слетал, принимая удар по мусату.
  11. Mousetrap
  12. woodtools Заточка кухонных ножей, мусаты, ножеточки и пр. http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=63760.375
    1. idahone и фото РК после него http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1148797
    2. http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1148532
    3. http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1076603
    4. http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1419712
    5. http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1487020
    6. http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... msg1493410


  1. что такое мусат и в чем его функция
  2. недостатки мусатов
    - равномерность стачивания
    - малая площадь контакта
    - стойкость
    - кончик
  3. типы мусатов
    - сталька
    - насечка
    - алмазка
    - керамика
    - альтернативы (кварциты, стекло)
  4. техники правки мусатом
  5. пересечение с "модель работы абразива" (гладило, доводка РК острой кромкой, шаберы)
  6. о модели процесса
  7. вид РК под микроскопом после мусата
  8. способы упрощения процесса правки мусатом
    - триангл
    - V-образные точилки
    - "полтриангла"
    - наклонные подставки
    - mousetrap
    - отметить, что протяжки - это не тот случай
  9. чистка мусата
  10. доводка
  11. где и какие брать
    - отличия китая от того же idahone
    - о гулянии качества мусатов idahone (кривые)
    - см. бюджетная заточка (изоляторы, керам. трубки и пр.)
    - какие по тонкости работы бывают и какие нужны

На высказывания типа "настоящий мусат только железный а керамика это не мусат" - не ведитесь, если вас таки этот вопрос интересует. Как по мне, так совсем наоборот, с точки зрения пользы дела :)

Для керамического мусата, как и для любой алюмокерамики весьма важен вопрос доводки поверхности, грубо (в определенных пределах, в смысле) говоря, насколько доведете, настолько он вам чистоту кромки и обеспечит. Я довожу мусат обычно наждачной шкуркой, от P220 до P600. В том смысле что у меня есть один грубый (он такой и был изначально куплен, делать его тонким особого смысла не видел) и другой - заметно тоньше.

Мой метод доводки отличается от предлагаемого средствами массовой информации только потому, что у моего тонкого мусата одна сторона стержня - ребристая, она мне не подходит, потому, имея только одну сторону, вожу лезвием по нему не с обеих сторон, а только по одной стороне, на зерно, от себя одну сторону лезвия, к себе - другую. Риски - попеременные, 45 градусов, чтобы в одну сторону риска была под углом от себя, в другую - к себе. Сначала угол лезвия по отношению к стержню ориентировочно чуть меньше чем угол заточки, для выпрямления вмятин, потом постепенно угол повышаю, прислушиваясь к звуку и ощущениям в руке, чтобы не переборщить с углом.

Все это делается с очень малым давлением, то есть не просто очень, а ОЧЕНЬ, после нескольких проходов беру деревянный брусочек и режу ножом его торец, то есть просто режу вдоль лезвием торец несколько раз в обе стороны, чтобы стряхнуть заусенец, и обратно на мусат. Так - несколько раз, поглядывая в очкам напротив лампочки на блики в плане все ли вмятины ушли. Когда вижу что кромка уже чистая, вожу еще легче, проверяю как режет салфетку, сложенную раз в 8, такая себе колбаска из салфетки. Если к резу есть претензии - еще чуть-чуть правлю. И обязательно после каждой правки - торец деревяшки. Этот брусок и салфетка у меня так и лежат, дежурные, ждут очередного раза.[src]

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Мусат

Сообщение Botanic » 24 сен 2017, 00:59 #2

клинки выше 54 HRC рекомендую выглаживать только керамическим мусатом - стальным безполезно.
Мусатом из твердой стали правят в основном кухонники, где твердость не высокая - идет выправление изгибов РК и упрочнение. Преимуществ перед доводкой не имеет.[src]

Пропустив, в своё время, всё это через себя, у меня рука не поднимается оставить риску на РК и садануть по фаске не доработанным мусатом. Мусат изначально призван выправлять загибы РК, заглаживать и упрочнять её поверхность, а не обдирать. Самым лучшем инструментом для этого служит ювелирное гладило.[src]

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Мусат

Сообщение Botanic » 18 окт 2017, 21:57 #3

А зачем мусаты делают круглые или полукруглые в сечении?
Рекурв на кухне не припомню (разве что после чрезмерного мусата), увеличивать давление тоже смысла особо нет: ни объёма съёма большого нет (правка по микроподводу), ни для заусенца это ничем хорошим не закончится..
Кончик толком не проточишь, износ идет менее равномерный, чем на плоских брусках.
Зачем?
Или я не прав про объёмы съёма мусатом у среднестатистического пользователя?
Или все скруглено, зато нет никаких ребер, которыми можно было бы все испортить?
Или как раз радиусом все загибы и выправляются?

Пока использую бланк керамики в качестве "мусата".. пока не могу понять принципиального отличия мусата от обычной правки на камнях.
Стальки(гладкие стальные мусаты) - еще может быть, но керамический - не понятно.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Мусат

Сообщение LyapaDara » 18 окт 2017, 22:32 #4

Мне кажется, исторически такая форма сложилось.
Да и абсолютно круглая - это на современном оборудовании.
Вряд ли кузнец вручную откуёт такой же круглый мусат.

А вообще мне лично без разницы, что использовать в качестве мусата.
Я даже при изготовлении ножей для себя лично чутка скругляю грани обуха.
Специально, что бы каждый раз не лезть к магазинному мусату, а быстренько нож об нож поправить.

По объёмам ты не прав.
Мне приходилось в 90-е заниматься мясом, так что без грубых брусков, только об стальной мусат с насечкой ножи стачивали в шило.
И работа именно на выправление кромки, так как для мусата сталь не предполагается чрезмерно твёрдая.

Ещё моё личное мнение: мусат - то же гладило.
Кроме выправления ещё и упрочнением занимается.

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Мусат

Сообщение Botanic » 19 окт 2017, 00:00 #5


vito_
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 11 окт 2016, 00:12
Контактная информация:

Мусат

Сообщение vito_ » 11 дек 2017, 21:25 #6

Хочу сказать слова огромной благодарности Ярославу за подкинутую на видео идею делать правку на скруглениях природных камней. Откровенно, я до такого самостоятельно не додумался.))) А ведь результат получается великолепный!

Мусаты, а их у меня 3 штуки, я не особо жаловал, отдавая предпочтение правке и подточке на натуральных абразивах. Основная причина - получаемый недостаточно тонкий результат. Металлические (у меня их 2 с насечкой), откровенно дерут металл, оставляя глубокие борозды. И это с учетом стремления минимизировать давление. Керамический - лучше, но все равно получаемая риска была где-то в районе 2 К грит. Правка на тонких камнях давала несравненно лучший результат. Поэтому мусаты пылились, и видимо, будут пылиться в обозримом будущем.

А вот правка на скругленных гранях стала для меня открытием. Но! Результат тем лучше получается, чем мягче сталь. С порошками я все равно предпочту работать по полной плоскости камня. А вот для мягкой нержи 52-56 HRC правку буду делать теперь именно на гранях. Буквально 30 секунд и нож прорезает однослойную салфетку сантиметров на 10-12. Свернутая колбаска из бумажного полотенца полностью перерезается за 1 протяг. Чего ещё надо! И это при минимальном съёме металла. Причём эти результаты получаются хоть на байкалите, хоть на грин бразилиане. Правда, после последнего гораздо больше выражена сыпь на РК. Камень желательно использовать потверже.

А вот техника у меня немного разниться. В начале я делаю по 5-7 проходов на сторону, работая ОТ зерна с небольшим прижимом. Как мне кажется на субъективном уровне, так лучше уходят замины. Далее, делаю 10-15 движений НА зерно еле-еле касаясь камня. Результат более чем достойный за минимальное количество времени и без грязи.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1947
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Мусат

Сообщение oldTor » 12 дек 2017, 12:50 #7

Спасибо! Идея, правда не моя - её Дмитрич озвучивал когда-то, я потом попробовал и мне понравилось! ;)

vovchiklj
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Мусат

Сообщение vovchiklj » 25 дек 2019, 23:17 #8

Botanic писал(а):Источник цитаты А зачем мусаты делают круглые или полукруглые в сечении?
...


Сначала уклонюсь от основной темы своего сообщения и отвечу Botanic на его вопрос.
Попробуйте быстро положить нож кромкой на плоскую поверхность, пытаясь при этом вести как по мусату. Уверен в 9 случаях из 10 будете попадать на ребро, а не на плоскость. На округлую поверхность это сделать без проблем, можно даже вслепую.
LyapaDara, исторически кругляк выковать немного сложнее, чем плоскость. Кстати видел старые мусаты, на фото, которые выглядят как округлые лопатки.
Вот кстати, плоскостей нет
мусат.jpg


Но это так...
Я хотел продолжить дискуссию, которая когда то возникла на Ганзе - можно ли считать мусатом изделия из керамики.
У самого в хозяйстве на кухне два керамических изделия (китай и из икеи) и теперь уже два металлических.
Все они ручной работы.
Керамические не просто сглажены шкуркой, а выровнены с помощью притиров (из плиток керамогранита) и им задана нужная мне шероховатость.
Металлические.
Первый из напильника круглого. Шлифован вручную, но не в зеркало. Нарезал продольные риски бруском КК примерно F240.
Почему так? Действовал по рассказам Дмитрича, где он описывал выглаживание кромки его учителями с помощью гребенки с притуплеными вершинами.
Второй пока в доработке, из старого советского ребристого. До конца еще не осознал, что из него сделаю))) пока сошлифовал все неровности, но канавки оставил. Может попробую сделать так, чтобы он как шабер работал. Вообщем в проекте)

Такое долгое вступление, как бы к тому, что своими мусатами пользуюсь больше двух лет. Что то точить на кухне давно забросил кроме слесарки, только мусаты. (от слесарки до слесарки годы проходят) И на основе своего опыта уже не стесняюсь высказывать свои суждения.
Добавлю еще, что для меня мусат, это прежде всего формфактор - длинный и мобильный(возможность работать на весу). Из чего сделан - это вторично. Зависит от задачи с какими ножами работать.
А вот камушки маленькие мусатами не считаю. Можно ими мусатить - можно. Станут ли они от этого мусатами - нет. Форм фактор на первом месте.

Про Керамику.
Как и тогда на Ганзе считаю, что из керамики можно таки делать мусаты. Раньше это просто была интуиция и ничем ее не мог подтвердить.
Схожесть процессов, что у гладкого стального мусата , что у керамики увидел на одном из ресурсов заграничных.
Человек довольно обстоятельно демонстрирует схожесть процессов.
Единственная слабость моих аргументов, что читал через гугл переводчик. Но хоть и были неточности перевода и непонятность некоторых слов, искажения смысла я не увидел ни разу.
Сам переписывать его слова не буду, дам ссылку.

https://scienceofsharp.com/2018/08/22/w ... do-part-1/

И да! Полностью с ним согласен, мусаты именно точат кромку чаще всего, обычно ничего не разгибают.

П.С. Когда работаю мусатом, никогда не повышаю угол. Всегда стараюсь держать один и тот же. Мне думается для некоторых это будет важное замечание)))
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Botanic
Сообщения: 2926
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Мусат

Сообщение Botanic » 26 дек 2019, 15:17 #9

Спасибо за ответ :)

vovchiklj писал(а):Источник цитаты Действовал по рассказам Дмитрича, где он описывал выглаживание кромки его учителями с помощью гребенки с притуплеными вершинами.

На всякий случай укажу, что материалы(сборка цитат и первоисточники) по этой теме есть здесь НЕ абразивная обработка: О доводке РК острой кромкой

sergub
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 дек 2019, 21:39
Контактная информация:

Мусат

Сообщение sergub » 06 дек 2020, 18:43 #10

поступило предложение от очень уважаемых мной людей скопировать сообщения с ганз.ру сюда. итак:
выкладываю фотографии своих мусатов с примерной характеристикой каждого. сообщения будут идти от самого грубого мусата к более мелким.
дик титан самый грубый и твердый мусат из серии. отлично подходит для снятия заусенца и подточки( назовем это так) ножа в процессе работы
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sergub
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 дек 2019, 21:39
Контактная информация:

Мусат

Сообщение sergub » 06 дек 2020, 18:47 #11

дик регуляр кут. стандартная насечка. сейчас уже раритет - серию прекратили выпускать в 2018 году. удалось урвать три штуки из оставшихся складских запасов))) конкретно этот экземпляр первый проф. мусат в жизни))) память
вполне способен работать один при умении контролировать давление. в паре с штоком гладким дает очень неплохие результаты по резу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sergub
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 дек 2019, 21:39
Контактная информация:

Мусат

Сообщение sergub » 06 дек 2020, 18:55 #12

эйкер микро файн. очень достойный экземпляр за вменяемые деньги. дает мягкий и сочный рез. вполне способен работать один. пришел в не очень обработанном состояниина кончике были как бы выбоины и это не проблема доставки. прошу обратить внимание на расположение брендового клейма. и насколько оно крадет полезную рабочую плоскость мусата
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sergub
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 дек 2019, 21:39
Контактная информация:

Мусат

Сообщение sergub » 06 дек 2020, 19:02 #13

dickoron hygienic. имеет три разновидности круглая овальная и круглая поделенная на сектора два из которых имеют полированную поверхность. два такую же как и на овальном. очень редкая сталька. в работе видел ее только один раз появилась возможность купил. рез после нее неплохой но как бы не выделяется агрессией( точнее не знаю как сказать) для приобретения не советую есть варианты проще дешевле и с более предсказуемым результатом
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sergub
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 дек 2019, 21:39
Контактная информация:

Мусат

Сообщение sergub » 06 дек 2020, 19:10 #14

последний мусат дик микро. самая крутая сталька на данный момент то я пробовал вообще. рез после нее я бы назвал агрессивно бритвенным. по мясу просто шикарно себя показывает но уверен что и по большинству продуктов себя покажет так же.
имею и полированный гладкий мусат но на объемы беру именно микро - рез больше устраивает.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

OlegBel
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 17:09
Контактная информация:

Мусат

Сообщение OlegBel » 03 янв 2021, 17:44 #15

По последнему мусату F.DICK Disckoron Micro.
При переборе многих производителей, пипа :
ACROS (срвсем никакой), Giesser овальный с тонкой насечкой(не для проф использования, вообще не понятно в какой нише правки его работа), Victorinox(как только выгладился, стал хорошей альтернативой на кухне).
Про керамики ничего говорить не буду, это уже скорее подточка подсевшей кромки.
F.Dick - самый деликатный в работе, подтверждаю слова Сергея, что рез по мясу(да и не только), становится приятно агрессивным.
После использования данного мусата кромка ножа дольше всех остальных мусатов удерживает остроту.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1947
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Мусат

Сообщение oldTor » 26 авг 2024, 12:36 #16

Хотя речь и не про классические мусаты, а про керамический мусат, но всё-таки в этой теме, так как для читателя по поисковым запросам это актуальнее здесь, нежели в теме о керамике.

Много вопросов задаётся по керамомусатам, многие ищут те из них, что потоньше или сами пытаются привести их поверхность к более тонкой шероховатости, ради более нежной работы.
Не секрет, что ориентироваться на зернистость мусатов, указываемую производителями - дело чуть более, чем бессмысленное, по той простой причине, многократно озвученной в темах и о мусатах, и о керамиках, что размер фракции, из которой керамические абразивы спекаются, чуть меньше, чем никак, кореллирует с результирующим рельефом такого абразива, а значит, и с тем, какую шероховатость/грубость/тонкость обработки он оставляет на клинке. Кроме того, если вспомнить другую прописную истину - что ни один абразив не оставляет одинакового результата по клинкам из разных сталей и при разном пятне контакта при обработке - то становится ясно, что указанием зернистости для мусатов, при выборе таковых, оперировать совершенно невозможно с каким-либо шансом попасть хотя бы рядом, не говоря уж о том, чтобы попасть в желаемые параметры.

Ещё много лет назад приводил примеры, но те фотохостинги, на которых те примеры были размещены, приказали долго жить, а вопросов меньше не становится, поэтому решил сделать мини-обзор снова, со сравнением.

Итак - у меня уже лет 8 иногда используется белый керамомусат Idahone, который я специально не обрабатывал, только мыл его с безабразивным скотчбрайтом и пару раз с очень легко крошащейся пемзой и содой, для очистки рельефа мусата от засорения снятыми частицами стали.
В результате, он у меня существенно сгладился за столько-то лет. Стало ли это благом? Вопрос спорный, так как оставляемая им шероховатость не стала принципиально более тонкой, может в диапазоне 1 класса шероховатости, а вот что его абразивная способность слегка снизилась - это факт. А как нам известно из статей Тодда Симпсона, если, к примеру, пытаться обрабатывать керамомусатами и прочими керамическими стержнями определённые группы сталей, то вместо абразивного воздействия, особенно при заметной уже выглаженности керамики, мы получаем скорее адгезивное.
Со сталями простенькими, и если абразивную способность керамики не пытались угробить шлифовкой и полировкой исключительно закреплённым зерном, таковая сохраняется довольно долго, как в моём случае- годами. Так что лично я не очень понимаю, зачем керамику полировать. Ну разве что немного сгладить с добавлением свободного зерна, особо грубые выступы на керамомусатах низкого качества, дабы они не драли кромку совсем уж неприлично.

И тут мы плавно подходим к тому, что некоторые, по необъяснимым причинам, или объяснимым отчасти (ориентируясь на указание зернистости от производителя или продавца), считают, что керамомусат даёт довольно тонкую правку. Если провести элементарное сравнение, выяснится, что это вообще не соответствует действительности. И на примере своего выглаженного старенького керамомусата я это покажу.

Но сначала, ещё раз о шероховатости/зернистости керамик:
Практика показывает, что и керамика, спечённая из сырья очень тонких фракций (порядка 1-2мкм.) и керамика, спечённая из фракций намного более грубых, на порядок (т.е. запросто в районе 20 мкм.) - на выходе от производителя, может иметь весьма сходную шероховатость, и клинку, по которому она работает, совершенно наплевать, зёрнами какого размера сформированы выступы рельефа абразива. Кроме того, надо ещё напомнить прописную истину, что чем меньше пятно контакта абразива с клинком при обработке, тем интенсивнее эта обработка происходит, тем большее развивается нагрузка на сталь и тем глубже рельеф абразива в сталь врезается.

При понимании этих моментов, никого не должна удивлять картина, которую я покажу далее. Для начала, снимок поверхности самого керамомусата:

Изображение

Теперь результат правки на нём дешманского, многим известного клинка Apollo - фаска не слишком плоская: при правке керамомусатом обычно угол слегка повышают, чтобы подрезать заусенку, которую он "великий мастер" вытягивать, особенно если сглажен. Но при том, часто, приноравливаясь к углу за 1-2 прохода, стараются всё-таки работать по более-менее заметной части фаски, чтобы керамомусат не так уж сильно драл кромку - т.е. стараются пятно контакта сделать не минимальным:

Изображение

Видно, что такую сталь, хотя я и работал по всей фаске и потом лишь чуть-чуть повышал угол, керамомусат режет весьма мощно и кромка получается соответственная.
Достигаемая острота при том, если пользователь умеет не давить лишнего и хотя бы половину времени обработки (общее время обычно секунд 10-15) попадает в угол одинаково - вполне способна если не весело снимать стружку с волос на голове, то хотя бы цеплять их. Эта кромка не исключение.

Именно потому, что такая острота достигается довольно легко, многим кажется, что "керамомусат очень тонко работает". Это вообще не так - такую остроту нетрудно достичь при соблюдении азов техники заточки и на абразивах значительно более грубых. Не говоря уж о тех, которые оставляют сопоставимую шероховатость.
И именно с таким я сравниваю далее - это будет широко известный уже много лет брусочек фирмы Boride серии T2 зернистостью F600 (применение с маслом, время работы +- то же - секунд 10-15):

Изображение

Фаску я постарался немного сделать более плоской, но считанные секунды не дали мне это закончить, однако она всё равно успела продвинуться в этом направлении. Что касается шероховатости - она немного даже тоньше, чем после керамомусата, хотя этот борайд работает в целом довольно грубо по таким сталям, жрёт их оперативно и весело (тем более у меня он старой итерации, более твёрдой), и нередко с таких абразивов заточку кухонников _только начинают_, а финиш такой считается весьма грубоватым, и обычно применяется только для мяса, но не для шинковки овощей, к примеру. И то - это слегка тоньше и острее, чем выглаженный керамомусат обеспечивает, причём весьма недурной, и при том лёгкость реза всё равно не сильно лучше, чем после керамомусата (к слову, вообще не понимаю тех, кто называет себя "фанатами легкореза" и при том финиширует керамомусатами - явно настоящий легкорез они не пробовали, а шероховатость фасок позади РК настолько выраженная, хоть и даёт ощущение "агрессии реза", но и тормозит во многих разрезаемых материалах довольно заметно, по сравнению с финишем значительно более тонким и аккуратным, и при том в пресловутой агрессии реза не проигрывающем такому, но зато выигрывающем в лёгкости, минимизации усилия реза).

Затем, я решил для некоторых любителей пользоваться исключительно _не заточными_ средствами для заточки и правки, показать ещё в сравнении вариант правки этого же клинка на ... шкурке. шкурка на основе карбида кремния, зернистость P800, применение с толикой масла. Зернистость её ещё грубее, чем у Борайда, так как находится примерно между фракциями 28/20мкм. и 20/14мкм., однако эластичность подложки позволяет шкуркам работать тоньше брусков с сопоставимым зерном.
Разумеется, для того, чтобы не завалить фаски и саму кромку, и чтобы шкурка резала, а не практически сразу "гладила"- она применяется, во-первых, не насухую, а во-вторых - с небольшим понижением угла, но работа строго "на зерно". Поработал на шкурке те же 15 секунд, вот так получилось:

Изображение

Шероховатость +- та же, что после борайда, но чуть более аккуратно, т.е. опять-таки тоньше керамомусата, при том видно, что превалировало именно абразивное резание. Кромка - самая аккуратная из всех представленных вариантов и самая тонкая/острая - наиболее лёгкое и непринуждённое снятие стружки с волос. Зная, как работать на шкурке - ни фаску, ни РК я не завалил, при том, что шкурка лежала на упругом противоскользящем коврике.

Надеюсь, это всё в достаточной степени демонстрирует, как немного зависит от собственно зернистости, как много от связки абразива и как много от состояния его поверхности и пятна контакта. И главное - это прекрасно показывает, что керамомусат - это далеко не "тонкая" обработка, вообще ни разу. Собственно, не удивительно, что и стойкость после него так себе - в среднем для поддержания такой остроты, к нему приходится прибегать, особенно по таким сталям, практически ежедневно, если нож работает, а не занимает место на кухне. Тогда как к Борайду - заметно реже, не говоря о вариантах, оставляющих результат по качеству такой, какой я тут получил на шкурке. Говорит ли это, что керамомусат - неудачная вещь в принципе, как и керамические стержни другие? Да нет, кому что больше нравится, привычно и удобно. Но лично у меня, именно по вышеуказанным причинам, он по больше части простаивает - я не люблю править постоянно, и люблю более лёгкий рез, чем он может обеспечить. Но для людей, у которых нет выработанного навыка заточки и правки, это вполне подходящий вариант, по крайней мере уж точно лучше всяких "приблуд для домохозяек и криворуких диванных спецов", затачивающих ножи "протяжными" точилками и прочей подобной мерзостью, гробящей инструмент.


Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость